Долю спецторгов для малого бизнеса в закупках госкомпаний могут увеличить до 25%
Долю спецторгов для малого бизнеса в закупках госкомпаний могут увеличить до 25% с 20% в настоящее время. Такое поручение по результатам совещания в правительстве РФ дано Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и «Корпорации МСП», сообщил источник, знакомый положениями поручения.
По словам источника, помимо увеличения доли спецторгов (в таких закупках могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, МСП) в закупках госкомпаний до 25%, ведомствам и корпорации предстоит проработать также вопрос увеличения порогового значения закупок у субъектов МСП в «электронных магазинах» (так называемые «закупки с полки») до 50 млн рублей в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Правда, эта норма, в случае ее принятия, будет распространяться только на отдельные номенклатурные позиции. Например, на закупку программного обеспечения - ранее именно это предложение уже прорабатывал Минфин.
В настоящее время для «закупок с полки» в рамках 223-ФЗ установлен ценовой порог в 20 млн рублей. При этом участники рынка отмечают, что в настоящее время госкомпании активно этот механизм не используют.
По данным Минфина, в прошлом году российские госкомпании, не находящиеся под антироссийскими санкциями и размещающие в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих договорах, заключили с субъектами МСП 907 тыс. договоров на 4,4 трлн рублей. Из них по результатам спецторгов было заключено 439 тыс. договоров на 1,8 трлн рублей.
Однако реальный объем закупок госкомпаний у малого бизнеса в полтора-два раза больше - здесь не учитываются данные госкомпаний, в отношении которых были введены антироссийские санкции. Такие компании с марта прошлого года не размещают в ЕИС информацию о своих закупках и заключенных договорах. По оценкам участников рынка закупок, речь идет о примерно 3 тыс. госкомпаний, на долю которых может приходиться до 50% от общего объема закупок таких организаций.
Частично это подтверждается данными «Корпорации МСП», которая ранее сообщала о том, что по итогам 2022 года крупнейшие госкомпании (3 тыс. федерального уровня и 9 тыс. регионального) заключили с субъектами МСП договоры на 7 трлн рублей.
Помимо этого, по словам источника, поручение правительства предусматривает также проработку вопросов введения электронного актирования для договоров госкомпаний с субъектами МСП, осуществления закупок подсанкционных госкомпаний у малого бизнеса (речь идет о закрытых конкурентных закупках) на всех восьми электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок. В настоящее время подсанкционные госкомпании могут проводить конкурентные закупки в электронной форме только на специализированной ЭТП АСТ-ГОЗ, к которой в ближайшее время могут присоединиться еще две площадки. Кроме того, некоторые подсанкционные госкомпании проводят свои закупки неконкурентными способами в «закрытых контурах» неспециализированных ЭТП.
Соответствующие предложения, включая проекты нормативных правовых актов (при необходимости), должны быть направлены в правительство РФ до 10 июля текущего года.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.06.2022 № 24-03-06/54765 "О прослеживаемости закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в целях реализации национального проекта "Здравоохранение""
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо ФНС России от 01.10.2024 № ЗГ-2-20/13914@ "О разработке (доработке) информационных систем ФНС России в рамках госконтрактов, а также о сведениях, составляющих налоговую тайну"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 02-02-10/63681 "Об определении критериев при принятии решений органами исполнительной власти о выборе типа учреждения; об осуществлении автономными учреждениями закупочной деятельности"
- Письмо Минфина России от 13.09.2024 № 24-06-07/87436 "Об изменении размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта"