ЭТП для госзакупок хотят зарабатывать в коммерческом секторе
Электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством для проведения госзакупок, в следующем году планируют экспансию в сфере коммерческих закупок, показал опрос "Интерфакса". Именно этот сегмент, а также направление имущественных торгов могут подтолкнуть дальнейшее развитие рынка ЭТП в России.
Февраль-март - период тяжелых испытаний для российской экономики - ЭТП прошли достаточно спокойно, разве что их системам безопасности пришлось пройти внеплановую проверку. В "Российском аукционном доме" (РАД) отметили, что компания столкнулась с серьезным давлением на инфраструктуру торгов в части DDoS-атак, но специалистам удалось оперативно оптимизировать архитектуру безопасности и полностью блокировать атаки извне.
Гендиректор ЭТП "РТС-тендер" Владимир Лишенков отметил, что вначале была некоторая неопределенность, когда многие иностранные компании заявили о своем уходе с рынка, не было понимания, что и как будет дальше прежде всего с IT-рынком, с инфраструктурой закупок. "Но очень скоро все прояснилось благодаря совместному взаимодействию с Минцифрой и бизнес после месяца стресса восстановил свою активность на торгах, - сказал он. - Также не возникло проблем с обеспечением работы инфраструктуры самой площадки, поскольку три года назад провели большую работу по ее модернизации - технологически, по мощностям, заложились на пять лет".
Больше, чем сложности с IT, рынку угрожали некоторые радикальные инициативы его участников "по другую сторону баррикад". Так, некоторые предприятия ОПК, например, обращались в правительство РФ с предложением отменить 223-ФЗ и 44-ФЗ. Компании апеллировали к тому, что санкционный период - не время для конкурентных процедур.
Впрочем, до таких шагов не дошло, а меры поддержки рынка закупок, предпринятые правительством, по словам представителей ЭТП, помогли стабилизировать ситуацию. Речь идет, в частности, о расширении прав заказчиков на заключение контрактов с единственными поставщиками, о "закрытии" закупок госкомпаний, оказавшихся под санкциями. По оценкам экспертов, только последнее решение (постановление правительства №301) могло бы уполовинить сегмент закупок госкомпаний, поскольку под него к настоящему времени подпадает около 3 тыс. юрлиц, на которых приходится порядка 50% от общего годового объема закупок госкомпаний. Однако, госкомпании предпочли остаться в "системе".
"После вступления в силу постановления №301 многие компании предпочли заменить в своих закупочных положениях формулировку "конкурентные закупки" на "состязательный конкурс", чтобы продолжать пользоваться этим инструментом, - сказал исполнительный директор ЭТПРФ (ООО "ЭТП", занималось организацией торгов для структур госкорпорации "Ростех", в конце года стало специализированной ЭТП для проведения закрытых госзакупок) Александр Геллер. - В последние годы тенденции рынка развернулись от закупки у единственного поставщика к конкурентным торгам, когда заказчик публикует процедуру, а электронная площадка организовывает работу по привлечению поставщиков. Сегодня на многих предприятиях бизнес-процессы настроены на работу с конкурентными процедурами, и у большинства заказчиков сокращены или отсутствуют подразделения, непосредственно занимающиеся поиском поставщиков".
По словам Геллера, за короткий срок рынок заказчика превратился в рынок поставщика. Если ранее поставщик приходил на ЭТП следом за заказчиком, то сейчас ситуация обратная.
Более того, в компании отметили, что заказчики, которые перешли к закупкам "на бумаге", в итоге вернулись к электронным закупкам. "Спустя три месяца один из таких заказчиков сделал вывод, что работа по цифровизации закупок, проделанная ранее, имела очень большой эффект, - рассказали в "ТЭК-Торг". - В свою очередь, возврат к закупкам "на бумаге" снизил эффективность закупок в разы, и в итоге клиент принял решение перестроить всю систему и вернуться к электронному, но непубличному проведению закупок".
ЭТП РАД, в свою очередь, провела с подсанкционными госкомпаниями консультации по исполнению требований постановления №301. "Мы предоставили нашим клиентам, и, как следствие, потенциальным участникам закупки, интерфейс для проведения закупочных процедур в электронной форме, который полностью соответствует требованиям постановления, а также учитывает положения о закупках данных заказчиков и иные нормы действующего законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц", - подчеркнули в компании.
ЭТП Газпромбанка не видит оттока клиентов в связи с постановлением №301, сказал ее гендиректор Михаил Константинов. "Напротив, с начала 2022 года у нас появилось более 30% активных клиентов с индивидуальными задачами. Площадка много лет представляет собой сервисное бюро, где закупочная деятельность - одна из составляющих линейки продуктов. Многие из них настроены под многосоставные процессы заказчиков - например, управление инвестиционными программами", - сказал он.
При этом Константинов подчеркнул, что в текущем году площадка совместно с Минпромторгом запустила сервис по подбору российских аналогов зарубежной продукции, и компании, подпавшие под ограничения, пришли на него в поисках импортозамещающей продукции.
Помимо поддержания и развития инфраструктуры закупок ЭТП пришлось заниматься развитием направления торгов госимуществом, которое государство планирует перевести в "цифру". Для этого в ведение Федерального казначейства была передана ГИС "Торги". Ведомству пришлось создавать новую программно-аппаратную платформу, рассчитанную не только на размещение информации о проведении тех или иных торгов ("старая" ГИС "Торги" фактически представляла собой только сайт для публикации соответствующей информации), но и на перевод в электронный вид всех сопутствующих процессов - от регистрации участников, до проведения той или иной торговой процедуры в электронном виде.
Новая ГИС "Торги" была запущена в текущем году. По данным Казначейства, в системе зарегистрировано 21 тыс. организаторов и проведено 200 тыс. торгов на 385 млрд рублей.
По словам Лишенкова, база для развития торгов госимуществом создана, и теперь здесь требуется нормотворчество, которое бы обеспечило перевод всех имущественных торгов в электронную форму.
"Параллельно (с созданием базы - ИФ) шел процесс перевода соответствующих торгов на ЭТП, - сказал гендиректор "РТС-тендер". - Сначала на площадки перевели приватизируемое имущество, а сейчас на них уже заведены пять видов имущественных торгов и тенденция такая, что все виды торгов будут переведены на эти площадки. Этот процесс займет год-полтора".
По мнению Лишенкова, площадки, которые начали инвестировать в это направление 3-4 года назад, находятся в лучшем положении. Они имеют наработки, решения и сервисы в этой области и для них цифровизация новых видов имущественных торгов - не такая уж и сложная задача.
"Те, кто только начнет развивать это направление, тем придется много инвестировать. Это затратная история - выстраивание соответствующих процессов, их цифровизация и т.п., - считает Лишенков. - При этом потребуется учесть и реализовать в той же цифре, различные особенности имущественных торгов - начиная от выстраивания самих процедур, до учета поведения потенциальных инвесторов, которые, как правило, приходят на такие один раз".
В то же время ЭТП отмечают, что регулируемые имущественные торги площадкам не очень интересны.
"Электронным площадкам не выгодно заниматься продажей госимущества, поскольку тариф на такие торги упразднен, - сказал Константинов. - Это влечет за собой низкую конкуренцию на торгах и в целом невысокую активность в этом направлении".
"На сегодняшний день имущественные регулируемые торги для ЭТП не очень интересны, потому что из-за отсутствия тарификации площадки не могут на них получать ощутимый доход, - добавили в "ТЭК-Торг". - Нет дохода - нет возможности направлять средства на работу с рынком, с процедурами, увеличивать количество покупателей. Если ситуация изменится, то площадки получат больший ресурс для развития такого вида торгов, а значит, рынок тоже получит существенный толчок в развитии".
Помимо этого, в сегменте регулируемых имущественных торгов имеется ряд других важных проблем. В том числе, ценообразования.
В "ТЭК-Торг" также указали, что на торгах госимуществом часто встречается плохое описание объектов - прежде всего, транспортных средств, земельных участков и недвижимости. "Отсутствие такой информации, а чаще всего нет ни фото, ни полного описания объекта, не позволяет качественно информировать потенциальных покупателей, - рассказали в компании. - При торговле виртуальным объектом без нормального описания невозможно осуществить расторговку и, как следствие, объект никто не купит".
Также к числу значимых проблем в "ТЭК-Торг" отнесли отсутствие ресурсов на продвижение продаваемых объектов. "В коммерческом сегменте всегда есть заинтересованный в продаже владелец или агентство, а в продажу госимущества средства не вкладываются, - сказали в компании. - При этом, если увеличить количество покупателей за счет продвижения, то цену реализации можно было бы еще поднять".
Дальнейшее развитие рынка сможет обеспечить направление коммерческих закупок, считают ЭТП. По крайней мере, оно им очень интересно.
По оценкам РАД, коммерческие компании осуществляют около 3 млн закупок в год. Их проводит несколько тысяч организаций.
В "ТЭК-Торге" считают, что проникновение ЭТП в сегменте крупных коммерческих компаний составляет около 50%. Причем у некоторых из них есть своя площадки для закупок. "Конечно, 50% - это не очень много в сравнении с госкомпаниями и госзакупками, но все впереди, - подчеркнули в компании. - В коммерческом сегменте нет требований по принудительной автоматизации, но для многих крупных компаний это естественный бизнес-процесс. Если выгодно и целесообразно закупаться в электронном виде, то они так и закупаются".
При этом площадки отмечают, что рынок закупок коммерческих компаний значительно отличается от госзакупок и закупок госкомпаний.
"Коммерческие компании сегодня заинтересованы в сервисном наборе, который позволит им встроиться в цепочки коопераций, которые приносят доход, - считает Константинов-. - Пример: завод понимает, что может увеличить объемы выпуска продукции за счет модернизации и проектного финансирования. Получить его он может от будущих заказчиков, вместе с гарантией выкупа произведенной продукции, если предоставит потенциальным инвесторам контроль за целевым расходованием средств. В конфигурации подобных контрактов по принципу "будущая вещь" коммерческие компании получают уверенность в собственном векторе развития на ближайшие пять-семь лет".
По словам Константинова, предоставление коммерческим компаниям комплекса сервисов, позволяющих обеспечить прозрачность проектов для инвесторов, может стать серьезной точкой роста для ЭТП ГПБ. "Сервисы каждый год должны становиться все лучше, и без активного сотрудничества с коммерческими компаниями этого не достичь, - сказал он. - Сегодня более 50% клиентов ЭТП ГПБ - это коммерческие компании, и мы работаем над обеспечением потребностей этих клиентов в тесной кооперации с Газпромбанком и инжиниринговыми компаниями-консультантами".
"Сегмент коммерческих закупок следует делить на несколько подсегментов: крупные компании, закупки в которых являются частью их производственной деятельности, средние коммерческие организации и мелкий бизнес, - отметили в "ТЭК-Торге". - Мы концентрируемся преимущественно на первом сегменте, но с 2021 года мы начали работать с сегментом средних коммерческих компаний, а в ближайшем будущем начнем работать с небольшими компаниями, закупки которых являются общехозяйственными. Для них нужны простые инструменты и решения - замена электронной почты, прежде всего".
"Закупки коммерческих компаний мы считаем основным направлением работы для ЭТПРФ на ближайшие годы, - сказал Геллер. - Парадоксально, но сегодня в России государственные бюджетные организации гораздо более продвинуты с точки зрения IT, бизнес-процессов и выращивания конкурентной деловой среды, нежели частные компании. Сегодня частный бизнес-сектор имеет минимальную практику электронных торгов - 223-ФЗ не распространяется на эти компании, они привыкли быть в роли поставщика и считают конкурентные процедуры излишними".
Однако Геллер считает, что электронные торги частным компаниям необходимы, пусть и в более упрощенной форме, по сравнению с госсектором (включая госкомпании). По его мнению, в будущем антироссийские санкции коснутся не только госкорпораций, они будут накладываться на целые отрасли, а значит, напрямую затрагивать частные компании.
При этом он отметил, что сейчас крупный российский бизнес использует для автоматизации своей закупочной деятельности сложные тяжелые решения. В том числе, иностранных разработчиков. "Российских полноценных аналогов или облачных сервисов, предоставляющих необходимы функционал, пока нет, - сказал Лишенков. - Но сейчас они активно развиваются, и мы ожидаем в ближайшее время их появления на рынке".
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 02-11-13/68863 "Об обращении взыскания на имущественные права должника - получателя бюджетных средств или участника казначейского сопровождения в рамках исполнительного производства"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 02-02-10/63681 "Об определении критериев при принятии решений органами исполнительной власти о выборе типа учреждения; об осуществлении автономными учреждениями закупочной деятельности"
- Определение ВС РФ от 27.09.2024 № 301-ЭС24-18021 "Победитель закупки по Закону № 223-ФЗ не подписал договор из-за санкций"
- Постановление 17 ААС от 05.09.2024 по делу № А60-3437/2024 "Оценка деловой репутации - задача для заказчиков по Закону № 223-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 27.04.2024 № 02-11-10/40416 "О возврате обеспечения гарантийных обязательств по исполненному госконтракту лицу, не являющемуся его стороной"