Интересная практика по Закону № 223-ФЗ: на что ФАС обратила внимание в обзорах за апрель 2023 года
Контролеры отметили, что в условия закупки незаконно включили право заказчика запрашивать у участников дополнительные документы и сведения до подведения ее итогов. Претензий не избежали и те, кто ограничил конкуренцию из-за неверного формирования лота или отклонил заявку без оснований.
Установили право дозапроса сведений у участников до подведения итогов закупки
По условиям закупки до подведения ее итогов заказчик мог запрашивать у участников дополнительные информацию и документы, чтобы, например, подтвердить соответствие предлагаемого товара, работы, услуги требованиям документации. Контролеры нашли нарушение:
-при спорном условии участие в закупке зависит от воли заказчика. Его могут применять неодинаково ко всем участникам. Порядок такого запроса не установили;
-Закон № 223-ФЗ не обязывает участников представлять дополнительные сведения по требованию заказчика. Заявка подается на основании документации. В случае несоответствия заказчик обязан ее отклонить;
дозапрос информации и документов содержит риск необъективной оценки заявок.
Отметим, сходную позицию поддерживает ВС РФ.
Неверно сформировали лот
Заказчик закупал, в частности, строительно-монтажные работы. Их следовало проводить в разных регионах.
Контролеры нашли нарушение: места выполнения работ — субъекты РФ, которые значительно удалены друг от друга. Это ограничивает конкуренцию.
Суд их поддержал и среди прочего отметил: укрупнение предмета закупки исключает участие в торгах, например тех, кто заинтересован исполнить договор только в одном регионе. Кроме того, выполнять работы нужно было в один временной период.
Без оснований не допустили к закупке
Чтобы подтвердить наличие квалифицированного персонала, участникам следовало представить среди прочего копии гражданско-правовых или трудовых договоров с работниками.
Участника не допустили к закупке, поскольку, по мнению заказчика, он представил недостоверные сведения: в договорах привели реквизиты недействительных паспортов. Это подтвердили данными специальной информсистемы.
Контролеры нашли нарушение:
-если паспортные данные сотрудников участника неверны, это не означает, что с ними не заключали трудовые договоры;
-по ТК РФ работодатель не обязан проверять подлинность документов, которые подтверждают личность сотрудника.
Суд поддержал контролеров и в числе прочего отметил: заказчик не доказал, что договоры оспорили в суде и признали недействительными.
Требовали провести экспертизу товара до его отгрузки заказчику
По условиям закупки после заключения договора и до отгрузки товара контрагенту следовало провести его экспертизу в определенной организации за свой счет. Испытанию подлежали выборочные образцы каждого типа продукции, что предлагали для поставки. Это требовалось, чтобы определить ее соответствие техзаданию. По итогам заказчику нужно было представить заключение.
Контролеры нашли нарушение и среди прочего отметили:
-спорное условие ставит победителя в зависимость от воли третьих лиц. Провести экспертизу могут и иные организации. Такое требование — вмешательство в хоздеятельность контрагента;
-не доказали, что закон обязывает участников закупки подтверждать качество товара и его соответствие документации с помощью экспертизы в определенном учреждении.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 12.11.2024 № 24-06-06/111279 "Об условиях, включаемых в контракт в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 16.10.2024 № 24-06-06/100254 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, в том числе о наличии опыта"
- Вебинар от 30.11.2024 "Финансовые условия участия в закупке что учесть на что обратить внимание поставщику"
- Письмо Минфина России от 07.11.2024 № 24-06-06/109445 "На кого получать справку об отсутствии судимости для госзакупок услуг общепита"
- Письмо Минфина России от 02.09.2024 № 02-11-13/83235 "Об увеличении в 2024 г. размеров авансовых платежей свыше 50% по государственным контрактам, заключенным в 2022 - 2023 гг"