Из-за введенных санкции поставщик не смог исполнить договор
Между ООО “Практик-Центр” (далее также – общество, поставщик) и МУП “Водоканал” города Улан-Удэ (далее – заказчик) был заключен договор поставки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Вместе с тем в связи с существенным изменением обстоятельств (введенные в отношении РФ санкции) общество обратилось к заказчику с предложением о расторжении договора по соглашению сторон, однако заказчик расторгать договор отказался. После этого общество обратилось с иском о расторжении договора в судебном порядке, представив в качестве доказательства письмо Региональной ТПП, в котором подтверждалось, что введенные санкции влияют на возможность исполнить договор.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано, однако общество обжаловало принятое решение в апелляционном порядке.
Между тем суд апелляционной инстанции при пересмотре дела не нашел оснований для изменения или отмены принятого по делу решения.
Так, из материалов дела следует, что заказчик не согласился с расторжением, поскольку спорный товар важен для реализации региональной программы. Он отказался и от предложения изменить цену, порядок оплаты и срок поставки. При рассмотрении спора судебные инстанции посчитали, что общество не доказало ни существенное изменение обстоятельств, ни форс-мажор, вследствие чего отказали в удовлетворении требований. Свою позицию суды обосновали, в частности, следующим:
- в техзадании из документации нет модели товара конкретного производителя. Ее предложил сам поставщик при проведении закупки. Ему следовало оценить риски неисполнения обязательств;
- попытки исполнить договор не предпринимали, его сразу хотели расторгнуть. Из переписки сторон не следует, что заказчику предлагали альтернативный товар. Это сделали лишь в суде;
- нужную продукцию могли закупить в том числе по параллельному импорту. То, что она уникальна и ее не было на российском рынке в период заключения и исполнения договора, не доказали;
- по условиям договора подтвердить обстоятельства непреодолимой силы мог, например, сертификат или свидетельство региональной ТПП, а не письмо от этой организации. Из него не следует, что спорный или аналогичный товар нельзя поставить;
- ограничение на поставку товаров в РФ из ряда стран не относится к существенному изменению обстоятельств, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности. Запреты на импорт вводили и раньше.
Санкции против РФ — общеизвестный факт.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-04-10/97818 "О применении национального режима при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "
- Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 02-11-13/68863 "Об обращении взыскания на имущественные права должника - получателя бюджетных средств или участника казначейского сопровождения в рамках исполнительного производства"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 02-02-10/63681 "Об определении критериев при принятии решений органами исполнительной власти о выборе типа учреждения; об осуществлении автономными учреждениями закупочной деятельности"
- Решение Арбитражного суда от 14.02.2024 по делу № А53-43294/23 "Продление срока госконтракта из-за непогоды"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 02-11-14/64117 "О размерах авансовых платежей, включаемых в 2024 г. в условия госконтрактов на строительство свыше 600 млн руб., средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению"