Из-за введенных санкции поставщик не смог исполнить договор
Между ООО “Практик-Центр” (далее также – общество, поставщик) и МУП “Водоканал” города Улан-Удэ (далее – заказчик) был заключен договор поставки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Вместе с тем в связи с существенным изменением обстоятельств (введенные в отношении РФ санкции) общество обратилось к заказчику с предложением о расторжении договора по соглашению сторон, однако заказчик расторгать договор отказался. После этого общество обратилось с иском о расторжении договора в судебном порядке, представив в качестве доказательства письмо Региональной ТПП, в котором подтверждалось, что введенные санкции влияют на возможность исполнить договор.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано, однако общество обжаловало принятое решение в апелляционном порядке.
Между тем суд апелляционной инстанции при пересмотре дела не нашел оснований для изменения или отмены принятого по делу решения.
Так, из материалов дела следует, что заказчик не согласился с расторжением, поскольку спорный товар важен для реализации региональной программы. Он отказался и от предложения изменить цену, порядок оплаты и срок поставки. При рассмотрении спора судебные инстанции посчитали, что общество не доказало ни существенное изменение обстоятельств, ни форс-мажор, вследствие чего отказали в удовлетворении требований. Свою позицию суды обосновали, в частности, следующим:
- в техзадании из документации нет модели товара конкретного производителя. Ее предложил сам поставщик при проведении закупки. Ему следовало оценить риски неисполнения обязательств;
- попытки исполнить договор не предпринимали, его сразу хотели расторгнуть. Из переписки сторон не следует, что заказчику предлагали альтернативный товар. Это сделали лишь в суде;
- нужную продукцию могли закупить в том числе по параллельному импорту. То, что она уникальна и ее не было на российском рынке в период заключения и исполнения договора, не доказали;
- по условиям договора подтвердить обстоятельства непреодолимой силы мог, например, сертификат или свидетельство региональной ТПП, а не письмо от этой организации. Из него не следует, что спорный или аналогичный товар нельзя поставить;
- ограничение на поставку товаров в РФ из ряда стран не относится к существенному изменению обстоятельств, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности. Запреты на импорт вводили и раньше.
Санкции против РФ — общеизвестный факт.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 28.02.2025 № А40-257201/24-147-1812 "Санкции не считаются уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам"
- Письмо Минфина России от 11.09.2025 № 24-06-09/88825 "О заявке на участие в закупке, содержащей предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства"
- Письмо Минфина России от 09.07.2025 № 02-14-05/66675 "Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства"
- Письмо Минфина России от 18.08.2025 № 24-06-06/80232 "О применении запретов при осуществлении закупок товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами"
- Вебинар от 29.08.2025 "Запрет на закупку иностранного ПО по ППРФ 1875"