Из-за введенных санкции поставщик не смог исполнить договор
Между ООО “Практик-Центр” (далее также – общество, поставщик) и МУП “Водоканал” города Улан-Удэ (далее – заказчик) был заключен договор поставки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Вместе с тем в связи с существенным изменением обстоятельств (введенные в отношении РФ санкции) общество обратилось к заказчику с предложением о расторжении договора по соглашению сторон, однако заказчик расторгать договор отказался. После этого общество обратилось с иском о расторжении договора в судебном порядке, представив в качестве доказательства письмо Региональной ТПП, в котором подтверждалось, что введенные санкции влияют на возможность исполнить договор.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано, однако общество обжаловало принятое решение в апелляционном порядке.
Между тем суд апелляционной инстанции при пересмотре дела не нашел оснований для изменения или отмены принятого по делу решения.
Так, из материалов дела следует, что заказчик не согласился с расторжением, поскольку спорный товар важен для реализации региональной программы. Он отказался и от предложения изменить цену, порядок оплаты и срок поставки. При рассмотрении спора судебные инстанции посчитали, что общество не доказало ни существенное изменение обстоятельств, ни форс-мажор, вследствие чего отказали в удовлетворении требований. Свою позицию суды обосновали, в частности, следующим:
- в техзадании из документации нет модели товара конкретного производителя. Ее предложил сам поставщик при проведении закупки. Ему следовало оценить риски неисполнения обязательств;
- попытки исполнить договор не предпринимали, его сразу хотели расторгнуть. Из переписки сторон не следует, что заказчику предлагали альтернативный товар. Это сделали лишь в суде;
- нужную продукцию могли закупить в том числе по параллельному импорту. То, что она уникальна и ее не было на российском рынке в период заключения и исполнения договора, не доказали;
- по условиям договора подтвердить обстоятельства непреодолимой силы мог, например, сертификат или свидетельство региональной ТПП, а не письмо от этой организации. Из него не следует, что спорный или аналогичный товар нельзя поставить;
- ограничение на поставку товаров в РФ из ряда стран не относится к существенному изменению обстоятельств, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности. Запреты на импорт вводили и раньше.
Санкции против РФ — общеизвестный факт.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Верховного суда от 29.05.2025 № АКПИ25-158 "Об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.042013 № 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 11.04.2025 № 03-07-11/36350 "О цене госконтракта, заключенного с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН"
- Письмо Министерства здравоохранения РФ от 28.04.2025 № 25-3/4066 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875"
- Письмо Минфина России от 27.03.2025 № 02-12-10/30381 "О банковском сопровождении контрактов, заключенных для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд"
- Решение Арбитражного суда от 10.09.2024 № А71- 11989/2024 "Отпуск сотрудников не оправдывает пропуск срока подписания госконтракта"