Нормы об обосновании госкомпаниями цен по контрактам могут распространить на договоры с едпоставщиками
Госдума РФ в ходе подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроекта (№ 1046332-7) об обосновании госкомпаниями начальных (максимальных) цен контрактов (НМЦК) дополнила его положения нормой, согласно которой требование об обосновании НМЦК будет распространяться и на контракты с единственными поставщиками, следует из материалов Госдумы.
Это основная смысловая поправка, добавленная депутатами в этот законопроект при его подготовке ко второму чтению. Соответственно, при принятии этого законопроекта (в предложенной редакции) госкомпании должны будут в полном объеме (включая порядок определения формулы цены, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора) обосновывать цены контрактов с едпоставщиками.
По итогам 2019 года доля только формальных закупок у единственного поставщика при закупках госкомпаний составила 32% от общего объема закупок госкомпаний. С учетом закупок по результатам несостоявшихся закупочных процедур с единственным участником, а также иных способов закупок (считаются неконкурентными и приравниваются к закупкам у едпоставщика) эта доля достигает 60-80%.
Госдума приняла в I чтении проект поправок к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), согласно которым госкомпании должны будут обосновывать цены, в декабре прошлого года.
По словам заместителя министра финансов Алексея Лаврова при рассмотрении законопроекта в Госдуме предусматривалось дополнение 223-ФЗ нормой о том, что положения о закупках должны включать в себя порядок определения цены договора, формулу цены, порядок обоснования цены и т.п. Принятие этой поправки позволит повысить прозрачность и обоснованность закупок в рамках 223-ФЗ.
Ранее Минфин неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК в госзакупках и закупках госкомпаний.
Летом прошлого года заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко говорил о том, что необходимо навести порядок с определением НМЦК, чтобы она изначально не была завышена, впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях.
Прежде регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале 2020 года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркивал, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов. По словам Романа Артюхина, уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает.
Ранее руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова отмечала, что на практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"