Обзоры практики ФАС за март 2023 года: частые ошибки в закупках
В закупках отдельных видов юрлиц незаконно запросили документы об оплате договора для оценки опыта, ограничили право на подачу заявок антидемпинговыми мерами. В госзакупках без оснований допустили участника, потребовали лишнего от претендентов на контракт.
Закон № 223-ФЗ
Установили неверный порядок оценки заявок
Заказчик закупал работы. Чтобы подтвердить успешное исполнение договора, который заявили для оценки опыта, участникам следовало представить документ о его оплате. Контролеры посчитали требование лишним и среди прочего отметили:
-платежные документы подтверждают финансовые операции между контрагентами;
-подписанного акта выполненных работ достаточно, чтобы доказать исполнение обязательств согласно условиям договора;
-заказчик может принять выполненные работы, но не оплатить их по каким-то причинам. Отметим, в практике есть и иное мнение.
Ограничили право на подачу заявок
Заказчик определил в закупке антидемпинговые меры для ценовых предложений, которые ниже НМЦД на 15% и более. В числе прочего участников обязали представить вместе с таким предложением:
-гарантийное письмо производителя с ценой и количеством товара;
-документы о возможности поставить продукцию по предложенной цене. Например, подтверждение того, что у участника есть в наличии товар.
Контролеры нашли нарушение и среди прочего отметили:
-по Закону № 223-ФЗ наличие товара при подаче заявки необязательно. Участник может не быть в договорных отношениях с производителем продукции, чтобы представить подтверждающие документы. Их отсутствие не означает, что договор нельзя качественно исполнить;
-спорное условие ограничивает возможность подачи заявок, поскольку предоставление названых документов зависит от третьих лиц. Они не обязаны отвечать на запросы потенциальных участников закупки.
Закон № 44-ФЗ Без оснований допустили участника закупки
Заказчик проводил строительную закупку с доптребованиями. Контролеры и суд решили, что одного из участников допустили незаконно, поскольку он подтвердил опыт договором субподряда. Они отметили: доптребования предъявляют непосредственно к участнику, значит и подтверждающие документы должны быть выданы на него, а не на третье лицо.
Отметим, в практике есть и иное мнение.
Требовали лишнего
Заказчик приобретал услуги и требовал представить лицензию при подаче заявок. Контролеры нашли нарушение: подтвердить специальную правоспособность участников может, например, выписка из реестра лицензий.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 15.05.2025 "Отдельные вопросы проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ"
- Письмо ФАС и ФНС России от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324/МШ/45087/25 "О совместной позиции ФАС России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица и сервиса оценки индивидуального предпринимателя при осуществлении закупок товаров, работ"
- Вебинар от 07.05.2025 "223 ФЗ в обзоре административной и судебной практики 2024 2025г"
- Письмо Министерство здравоохранения РФ от 14.03.2025 № 25-3/2469 "Об особенностях применения постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 г. № 1875"
- Вебинар от 07.04.2025 "Открытая консультация для заказчиков в рамках 223-ФЗ"