Закупки в условиях санкций против России 18 мая 2022
С 1 января 2022 года начали действовать масштабные поправки в сфере государственных закупок. Одним из наиболее существенных изменений закупочного законодательства – вступление в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Изменения составляют около 50% от всего законодательства о госзакупках, что по масштабам сопоставимо с принятием нового закона.
Число форм госзакупок сократилось до трех – аукцион, конкурс и запрос котировок. При этом появилось большое количество норм, регулирующих сферу госзакупок, как ответ на действия недружественных стран – такие изменения называют мерой экстренного реагирования, которые призваны нивелировать возможные негативные последствия от политики недружественных стран.
Так, 8 марта 2022 года вступили в силу нормы, вносящие значительные изменения в Закон № 44-ФЗ:
Теперь допускается изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2023 года, условие – при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Расширены права Правительства РФ – теперь оно вправе увеличивать НМЦК и годовой объем закупок отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок, а также установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (пп. 1-2 ст. 8 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Федеральный закон от 8 марта 2022 № 46-ФЗ).
Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного контрагента (ч. 1-2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ).
Появились новые случаи закупок у единственного контрагента:
-лекарства, медицинские изделия и расходные материалы – закупка производится государственной или муниципальной медицинской организацией с соблюдением условий, установленных п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Федерального закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ);
-закупка технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования РФ – условия регламентированы п. 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
-заключение контракта на поставку лекарственных препаратов или медицинских изделий, не имеющих отечественных аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем из иностранного государства, не вводившего в отношении России санкций, в соответствии с условиями п. 28.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений в сфере госзакупок стало расширение полномочий Правительства РФ и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые в соответствии с новыми положениями Закона № 44-ФЗ вправе устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного контрагента (чч. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 № 46-ФЗ). На данный момент Правительством РФ уже определены случаи таких закупок (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 339). Напомним, что их всего четыре: указание в контракте случая, на основании которого подготовлен акт и в соответствии с которым осуществляется закупка; обоснование цены – неотъемлемая часть контракта; исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов осуществляются в порядке, установленным п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ; направление в ФАС России уведомления о закупке не позднее трех рабочих дней после заключения контракта.
Важно отметить, что такие случаи будут распространяться не только на нужды субъекты РФ, но и на потребности муниципальных образований на их территориях. Минфин России разъяснил, что рассматриваемая норма не содержит ограничений пределов изменений условий контракта, а также не содержит определения случаев таких закупок – каждый субъект выбирает их самостоятельно в соответствии со своими нуждами (п. 1 Письма Минфина России от 12 апреля 2022 года № 24-01-07/31697). При этом министерство подчеркивает, что ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 46-ФЗ не предусматривает возможность осуществления закупки у единственного поставщика для обеспечения муниципальных нужд.
Указанные в положении ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ обстоятельства, независящие от сторон контракта, в соответствии с разъяснением Минфина России, включают в себя обстоятельства непреодолимой силы (Письмо Минфина России от 12 апреля 2022 года № 24-01-07/31697). Напомним, что под ними понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса). Они освобождают от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. При этом не всегда можно точно определить, какое обстоятельство является таковым, соответствующие критерии формирует судебная практика – например, Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7.
При этом Минпромторг России подчеркнул, что решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта РФ у единственного поставщика должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки (Письмо Минпромторга России от 27 апреля 2022 года № ОВ-39122/12). Министерство рекомендовало осуществлять планирование подобных закупок с учетом имеющихся данных о промышленных товарах, удовлетворяющих требованиям конечного потребителя – имеется в виду реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции и евразийский реестр промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза.
Применяться положения будут до 31 декабря 2022 года (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 марта 2022 № 46-ФЗ).
Второй пакет поправок, вступивших в силу в апреле, является наиболее объемным – подробнее об изменениях в Закон 44-ФЗ читайте в нашем обзоре. Выделим наиболее примечательные из них:
Сокращение срока оплаты исполненного по контракту – с 1 мая 2022 года он будет составлять 7 рабочих дней вместо 15 (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Добавлена обязанность регистрации на территории иностранного государства для заказчиков, осуществляющих деятельность за границей (п. 7.1 ч.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Использование иностранной валюты при определении и обосновании НМЦК не допускается (ч. 18.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Исключение – если действия производятся заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
Добавлена возможность предусматривать поставку медизделий и технических средств реабилитации – в контракте на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Изменение законодательства в сфере государственных закупок, принятые в апреле, характеризуется как донастройка тех систем, которые требовали более повышенного внимания. Основная идея заключалась в выработке мер, которые смогут урегулировать возникшие на практики трудности в связи с введением санкций против России. Важно отметить, что большинство из антисанкционных мер в сфере закупок носят временный характер – конкретный срок указан в законе. Предполагается, что после снятия ограничительных мер со стороны недружественных стран, часть положений из числа нововведений применяться не будет.
Последнее изменениеСреда, 01 Июнь 2022 08:46
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
- Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 02-11-13/68863 "Об обращении взыскания на имущественные права должника - получателя бюджетных средств или участника казначейского сопровождения в рамках исполнительного производства"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 02-02-10/63681 "Об определении критериев при принятии решений органами исполнительной власти о выборе типа учреждения; об осуществлении автономными учреждениями закупочной деятельности"
- Определение ВС РФ от 27.09.2024 № 301-ЭС24-18021 "Победитель закупки по Закону № 223-ФЗ не подписал договор из-за санкций"
- Письмо Минфина России от 27.04.2024 № 02-11-10/40416 "О возврате обеспечения гарантийных обязательств по исполненному госконтракту лицу, не являющемуся его стороной"