Menu
RSS
A+ A A-

Что можете рассказать по поводу преференций участникам закупок, зарегистрированным на Крайнем Севере? Для нас это очень важная тема, так как мы крупные поставщики, зарегистрированные в Москве, но свою деятельность ведем в г. Мурманск.

Прошу Вас рассказать по поводу преференций участникам закупок, зарегистрированным на Крайнем Севере. Для нас это очень важная тема, так как мы крупные поставщики, зарегистрированные в Москве, но свою деятельность ведем в г. Мурманск. Думаем, что нам делать, если примут постановление о новых преференциях.

Ответ: Разработка такого законопроекта действительно предусмотрена пунктом 81 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 3638-р. Однако это будет касаться только государственных и муниципальных закупок. В Законе № 223-ФЗ мы не ожидаем подобных изменений. Хотя, как говорится, "сегодня у вас, завтра у нас".

Сейчас действительно проектируется новая статья в главу 7 Закона № 44-ФЗ, посвященную особенностям осуществления отдельных видов закупок. В настоящее время в этой главе урегулированы специфические предметы закупок, такие как энергосервис; услуги связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка; услуги по предоставлению кредита и проч. Кроме того, особенности могут касаться не объекта закупки, а в целом правового режима ее осуществления, например, закупка товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (статья 1113 Закона о контрактной системе). По аналогии с существующей техникой регулирования публичных закупок законопроектом предлагается установить полномочие Правительства Российской Федерации по определению случаев и порядка предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства.

Закон № 44-ФЗ уже предусматривает преимущества для субъектов малого предпринимательства, их предоставляют все государственные и муниципальные заказчики в определенном порядке (через конкурентные процедуры с ограниченным участием, по субподрядной схеме) и определенном проценте от совокупного годового объема закупок (ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Законопроектом предлагается наряду с этим преимуществом установить еще одно в качестве меры поддержки тех субъектов малого предпринимательства, которые зарегистрированы и ведут свою деятельность (что определяется по таким критериям, как место проживания работников и доля доходов организации) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. При этом преимущество будет выражаться не в обязательной доле закупок, а в предоставлении этим субъектам ценовой надбавки в размере до 15% к предлагаемой ими цене контракта или сумме цен единиц товара, работы, услуги. Аналогичный подход предусмотрен в настоящее время в отношении преимуществ, предоставляемых организациям инвалидов, а также предприятиям и учреждениям уголовно-исполнительной системы (ст. 28, 29 Закона о контрактной системе).

Таким образом, законопроектом предложено использование механизма предоставления ценового преимущества, уже много лет практикуемого при проведении публичных закупок.

Проектируемое регулирование не противоречит международным обязательствам Российской Федерации. Так, в Договоре о ЕАЭС установлено, что согласно законодательству стран – участников ЕАЭС, регулирующему государственные и муниципальные закупки, при проведении процедур закупки предусматриваются льготные условия для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 40).

Тем самым можно констатировать, что политика предоставления преимуществ при осуществлении публичных закупок реализуется именно посредством национального законодательства. Международно-правовые акты эту политику санкционируют, но детальной регламентации не содержат.

Что касается иностранного опыта регулирования, то в государствах – членах ЕАЭС и СНГ практикуются различные, но в целом похожие меры по развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению его конкурентоспособности. Среди них улучшение законодательной основы их деятельности, увеличение доступа таких субъектов к источникам финансирования и кредитования, использование специальных и льготных налоговых режимов, развитие взаимодействия между государственным и частным сегментами экономики, строительство инфраструктуры поддержки, упрощение правил бухгалтерского учета и отчетности и проч.

В иностранных государствах политика поддержки малого и среднего предпринимательства выступает одним из приоритетных направлений деятельности государства. Так, европейское право публичного заказа в значительной степени базируется на принципах конкуренции и запрета дискриминации (эти начала характерны и для современной отечественной контрактной системы). Оба эти принципа производны от фундаментального принципа любого правопорядка – принципа равенства. Это принцип также находится в общей композиции генеральных европейских свобод: свободы торговли, свободы передвижения, свободы места жительства и свободы капиталов.

В отношении малого и среднего предпринимательства принцип конкуренции реализуется одновременно в разных направлениях: в горизонтальном он обеспечивает равенство процедуры для всех соискателей (претендентов), в вертикальном – исключает существующее de facto неравенство между олигопольными структурами крупного бизнеса, с одной стороны, и всей сферой малого и среднего бизнеса, с другой. Преференциальный правовой режим для малого и среднего бизнеса формально представляет собой отступление от запрета дискриминации. В европейском праве публичного заказа одновременно закреплены и принцип недискриминации, и принцип преференциальной поддержки малого и среднего бизнеса.

В Типовом законе ЮНСИТРАЛ о публичных закупках 2011 г. какие-либо конкретные преференции закрепления не получили, однако допускается преференциальная поправка или любая другая преференция (подп. "b" п. 3 ст. 11), это может быть и преференция в цене.

В Австралии приняты закупочные правила, ориентированные на всеобщее благосостояние (Australia’s Commonwealth Procurement Rules). Согласно этим правилам при разработке проектов контрактов заказчики должны учитывать объективные производственные возможности субъектов малого и среднего предпринимательства, их интегрированность в местные и региональные рынки. Мексиканский закон об обеспечении, аренде и услугах для публичного сектора (Ley de Adquisiciones, Arendammientos y Servicios del Sector Publico) обязал ведомства страны разработать планы по укреплению цепочек поставок постоянно закупаемой продукции таким образом, чтобы они развивали малые фирмы производителей такой продукции. В Чили правительство сосредоточилось на обеспечении бесплатного доступа к онлайн закупочной деятельности, снижении или даже ликвидации финансовых гарантий для участия в процедурах закупок.

Таким образом, проектируемое регулирование в части поддержки малого бизнеса в отдельно взятых районах нашей страны в целом находится в русле общемировых и зарубежных тенденций реализации преференциальной политики через государственные закупки.

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12