Письмо Минфина России от 19.01.2018 № 24-02-07/2747 "О закупках унитарным предприятием услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 16.11.2017 N 2017-8219 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) при заключении договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, сообщает следующее.
Отношения, связанные с осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, регулируются Законом N 307-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Причем такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Учитывая, что пункт 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона N 223-ФЗ отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ, Департамент приходит к следующим выводам:
1) отдельные виды юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, которые указаны в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) юридические лица, не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, но являющиеся заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке;
3) отдельные виды юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе, которые указаны в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и в том числе включающем этапы планирования, нормирования закупки, исполнения контракта (если иное не установлено Законом о контрактной системе).
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе унитарные предприятия включены в число заказчиков, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом о контрактной системе в полном объеме, за исключением случаев, установленных в части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Таким образом, по общему правилу Закон о контрактной системе регулирует все отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, при осуществлении унитарным предприятием закупки на оказание услуг обязательного аудита.
В части установления требований об участии аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, сообщаем, что установление соответствующих требований зависит от обстоятельств, связанных с определением заказчика такой закупки, а также предмета аудита. Вместе с тем из содержащихся в обращении материалов не представляется возможным сделать вывод об указанных обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом Минфин России не наделен ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.
Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем в случае, если у заявителя имеются факты, свидетельствующие о признаках нарушения заказчиком Закона о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, заявитель вправе обратиться в соответствующий территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 19 Январь 2018
- Номер документа: 24-02-07/2747
- Название документа: О закупках унитарным предприятием услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 10.03.2023 № 24-07-09/19810 "О применяемом законодательстве при закупках у субъектов МСП отдельными видами юрлиц, если положение о закупке признано неразмещенным, и при закупках бюджетными учреждениями"
- Видео от 31.08.2023 "Закупка электрической энергии унитарными предприятиями"
- Вебинар от 23.06.2023 "Онлайн-консультация для заказчиков по 44-ФЗ"
- Возможно ли в положение о закупке государственного унитарного предприятия включить правила уплаты авансов
- Письмо Минфина России от 21.08.2020 № 24-04-07/73557 "О размещении информации и документов в ЕИС в случае передачи унитарному предприятию полномочий государственного заказчика"