Белый дом унифицирует правила строительного госзаказа
Белый дом добивается унификации правил строительных госзакупок — после многолетнего периода регулирования условий типовых строительных контрактов на уровне министерств вопрос поднят на уровень правительства. Новое постановление Белого дома урегулирует вопросы взаимодействия заказчиков и подрядчиков — от перечня передаваемых документов до процедур приемки и оплаты работ. До сих пор понятных правил в отрасли не было, что приводило к приостановке торгов и расторжению контрактов — в правительстве рассчитывают, что новый документ повысит эффективность строительных закупок и повысит прозрачность за счет упрощения процедуры контроля, в том числе облегчив его автоматизацию.
Заказчики и подрядчики с сентября 2023 года получат единые и понятные условия госконтрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу объектов капстроительства, следует из утвержденного правительством постановления №1066 от 29 июня.
«Стройотрасль нуждалась в выравнивании баланса прав и обязанностей, которые заказчик устанавливал при подготовке проекта контракта»,— отмечают в правительстве.
Отметим, что это не первая попытка правительства стандартизировать процедуры закупок, в том числе в строительной отрасли. Закон о контрактной системе (ФЗ-44) предъявляет требования по подготовке стандартных требований к товарам и услугам, а для наиболее массовых видов закупок вводятся типовые условия контрактов (например, на оказание образовательных услуг для госслужащих, закупку лекарств или ремонт различного оборудования) — это позволяет снизить риски злоупотреблений со стороны заказчиков, ошибок при исполнении контрактов, а также повышает эффективность расходов бюджетных средств и снижает число нарушений благодаря автоматизации контроля. Ранее, напомним, в типовые условия госконтрактов внесли требования по срокам исполнения финансовых обязательств перед подрядчиками — для борьбы с неоплатой госзаказчиками товаров, работ и услуг.
В строительных закупках типовые контракты также существовали, но до сих пор правила игры (условия типовых контрактов и сами документы) утверждали министерства. Их разрозненные приказы могли конфликтовать между собой, а также не содержали исчерпывающих требований к контрактам. В результате вопросы взаимодействия участников закупок до сих пор оставались неурегулированными — например, отсутствовали четкие правила и сроки рассмотрения заказчиком обращений и уведомлений подрядчиков. «При этом каждый заказчик, действуя по своему усмотрению, концентрировался только на том, что обязан подрядчик, не отражал информации о полноте необходимых документов, свидетельствующих о возможности начала строительства. Такой подход приводил и к отказам подрядчиков от участия в закупках, приостановке торгов, и к расторжению контрактов»,— поясняют в правительстве.
Постановление правительства четко прописывает условия об обязанностях и правах подрядчика, которые должны войти в контракт:
-выполнить предусмотренные контрактом работы в срок,
-обеспечить безопасность работ и возможность заказчику контролировать исполнение контракта,
-устранить нарушения и дефекты за свой счет,
-требовать от заказчика своевременного выполнения финансовых обязательств и уплаты неустоек в случае просрочки.
Симметричные условия предусмотрены в части обязанностей и прав заказчика. Отдельно документ прописывает условия о гарантии качества работ и их результата, о цене контракта, возможностях изменения и расторжения контракта, а также о приемке и оплате выполненных работ.
Таким образом, документ отвечает на основной запрос строительной отрасли — установить единые, упорядоченные, прозрачные и заранее известные условия контрактов в сфере строительства, которые заказчик обязан включить в контракт, отмечает вице-премьер Марат Хуснуллин.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 04.04.2022 № 24-06-07/27789 "Об указании цены в извещении о закупке и контракте при закупке автомобильного топлива"
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 16.10.2024 № 28/93561/24 "О подтверждении участниками закупок опыта работы исполненными контрактами с актами работ"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"