Белый дом унифицирует правила строительного госзаказа
Белый дом добивается унификации правил строительных госзакупок — после многолетнего периода регулирования условий типовых строительных контрактов на уровне министерств вопрос поднят на уровень правительства. Новое постановление Белого дома урегулирует вопросы взаимодействия заказчиков и подрядчиков — от перечня передаваемых документов до процедур приемки и оплаты работ. До сих пор понятных правил в отрасли не было, что приводило к приостановке торгов и расторжению контрактов — в правительстве рассчитывают, что новый документ повысит эффективность строительных закупок и повысит прозрачность за счет упрощения процедуры контроля, в том числе облегчив его автоматизацию.
Заказчики и подрядчики с сентября 2023 года получат единые и понятные условия госконтрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу объектов капстроительства, следует из утвержденного правительством постановления №1066 от 29 июня.
«Стройотрасль нуждалась в выравнивании баланса прав и обязанностей, которые заказчик устанавливал при подготовке проекта контракта»,— отмечают в правительстве.
Отметим, что это не первая попытка правительства стандартизировать процедуры закупок, в том числе в строительной отрасли. Закон о контрактной системе (ФЗ-44) предъявляет требования по подготовке стандартных требований к товарам и услугам, а для наиболее массовых видов закупок вводятся типовые условия контрактов (например, на оказание образовательных услуг для госслужащих, закупку лекарств или ремонт различного оборудования) — это позволяет снизить риски злоупотреблений со стороны заказчиков, ошибок при исполнении контрактов, а также повышает эффективность расходов бюджетных средств и снижает число нарушений благодаря автоматизации контроля. Ранее, напомним, в типовые условия госконтрактов внесли требования по срокам исполнения финансовых обязательств перед подрядчиками — для борьбы с неоплатой госзаказчиками товаров, работ и услуг.
В строительных закупках типовые контракты также существовали, но до сих пор правила игры (условия типовых контрактов и сами документы) утверждали министерства. Их разрозненные приказы могли конфликтовать между собой, а также не содержали исчерпывающих требований к контрактам. В результате вопросы взаимодействия участников закупок до сих пор оставались неурегулированными — например, отсутствовали четкие правила и сроки рассмотрения заказчиком обращений и уведомлений подрядчиков. «При этом каждый заказчик, действуя по своему усмотрению, концентрировался только на том, что обязан подрядчик, не отражал информации о полноте необходимых документов, свидетельствующих о возможности начала строительства. Такой подход приводил и к отказам подрядчиков от участия в закупках, приостановке торгов, и к расторжению контрактов»,— поясняют в правительстве.
Постановление правительства четко прописывает условия об обязанностях и правах подрядчика, которые должны войти в контракт:
-выполнить предусмотренные контрактом работы в срок,
-обеспечить безопасность работ и возможность заказчику контролировать исполнение контракта,
-устранить нарушения и дефекты за свой счет,
-требовать от заказчика своевременного выполнения финансовых обязательств и уплаты неустоек в случае просрочки.
Симметричные условия предусмотрены в части обязанностей и прав заказчика. Отдельно документ прописывает условия о гарантии качества работ и их результата, о цене контракта, возможностях изменения и расторжения контракта, а также о приемке и оплате выполненных работ.
Таким образом, документ отвечает на основной запрос строительной отрасли — установить единые, упорядоченные, прозрачные и заранее известные условия контрактов в сфере строительства, которые заказчик обязан включить в контракт, отмечает вице-премьер Марат Хуснуллин.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 31.03.2025 № 03-07-11/31394 "О цене госконтракта, а также об НДС при реализации с 01.01.2025 товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта организациями или ИП, применяющими УСН"
- Письмо Минфина России от 09.04.2025 № 02-11-14/35373 "О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО"
- Письмо ФАС от 16.05.2025 № ГР/45776/25 "О заключение договоров, в рамках постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, не могут использоваться участниками закупок для подтверждения опыта при установлении дополнительных требований"
- Письмо Минфина России от 21.04.2025 № 03-07-11/39805 "О цене контракта при закупках и указании (изменении) ставки НДС при его заключении (исполнении), а также об НДС при реализации с 01.01.2025 товаров (работ, услуг) организациями и ИП"
- Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.04.2025 № 25-3/4027 "Об определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок"