Что делать поставщику, если заказчик установил нереальные сроки?
В статье расскажем о случаях установления заказчиком либо в техническом задании, либо в проекте контракта нереальных для поставщика сроков исполнения им возлагаемых на него обязательств. Мы приведем примеры случаев, с которыми поставщик может успешно бороться, и назовем ситуации, при которых жалобы участника будут признаваться необоснованными и шансов на победу не будет совсем.
Все встретившиеся нам случаи установления заказчиками нереальных сроков можно разделить на две группы.
- Первая группа – это когда заказчик устанавливает очень короткие сроки, в том числе чрезмерно короткие. Причины этого могут быть различны. Например, у заказчика «горит» поставка либо имеет место быть недобросовестность и прямое злоупотребление со стороны заказчика.
- Вторая группа случаев – это когда устанавливаемые заказчиком нереальные сроки, прямо противоречат чему-то. Основная причина – невнимательность заказчика.
Первую группу случаев обжаловать участнику практически невозможно. Десятки административных дел, которые мы нашли и рассмотрели, были вынесены не в пользу участников закупки. К слову отметим, что мы просматривали дела за последние 3 года по большинству субъектов Российской Федерации. Не нашли ни одного дела в пользу участника.
Вторая группа случаев – это нереальные сроки, прямо противоречащие чему-то. Как правильно, сроки противоречат порядку проведения самой закупочной процедуры. Например, когда начало выполнение работ или поставка товара должны быть осуществлены до даты заключения самого контракта. Такие ситуации легко обжалуются и решения выносятся в пользу участников закупки.
Как используют нереальные сроки недобросовестные заказчики?
С 1 января 2022 года в Законе № 44-ФЗ появилась норма, позволяющая сторонам менять срок отдельного этапа (этапов) исполнения контракта в рамках общего срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. Предусмотрена она п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Для изменения срока требуется исключительно «добрая воля» заказчика. Согласовывать подписание соответствующего дополнительного соглашения с контролирующими органами не требуется. Сам же участник не вправе требовать от заказчика изменение сроков отдельных этапов исполнения контракта, если заказчик с этим не согласен. Соответственно, получается ситуация, при которой возможны значительные злоупотребления: «нужному» участнику заказчик согласует изменение сроков, а любому другому – нет.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72324 "О применении изменений, внесенных в Приложения № 1 и № 2 к Постановлению Правительства от 23.12.2024 № 1875, не направленных на включение новых позиций"
- Письмо Минпромторга России от 13.08.2025 № 90010/12 "О действии реестровых записей, включенных в реестр российской промышленной продукции"
- Письмо Минфина России от 27.05.2025 № 02-12-10/51968 "О применении положений постановления Правительства РФ от 20.09.2014 № 963"
- Письмо Минфина России от 29.08.2025 № 24-06-09/84573 "О применении отдельных положений порядка предоставления национального режима согласно Постановлению Правительства РФ от 10.06.2025 № 879 при осуществлении госзакупок"
- Вебинар от 08.08.2025 "Анализ рынка при определении НМЦ по Закону № 223-ФЗ: на что обратить внимание"