Госдума приняла в I чтении законопроект о банковских гарантиях при закупках госкомпаний у МСП
Госдума РФ приняла в I чтении законопроект (№1116818-7) об установлении единых требований к банковским гарантиям по обеспечению заявок и исполнению договоров при проведении госкомпаниями конкурентных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Законопроект предусматривает, что субъекты МСП при участии в закупках госкомпаний смогут предоставлять банковские гарантии, выданные любым банком, включенным в перечень финансовых организаций, имеющих право предоставлять гарантии по обеспечению заявок и исполнению контрактов в рамках госзакупок. В настоящее время, по словам заместителя министра финансов Алексея Лаврова, представлявшего законопроект в Госдуме, в этот перечень включено 197 банков.
Сейчас госкомпании могут произвольно определять конкретные банки, которые могут выдавать банковские гарантии при проведении закупок.
Также законопроектом предполагается установить единые требования к банковским гарантиям, которые используются для обеспечения заявок и исполнения договоров, а также к выдающим их банкам. Кроме того, документ предусматривает, что банковские гарантии, выдаваемые субъектам МСП для обеспечения заявок или исполнения контрактов с госкомпаниями, должны включаться в единый реестр банковских гарантий, который ведется в рамках Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
Еще одно положение законопроекта предусматривает наделение правительства РФ полномочиями по утверждению формы банковской гарантии, формы требования об осуществлении выплаты по гарантии, дополнительных требований к банковским гарантиям.
Ранее министр финансов Антон Силуанов отмечал, что вышеназванное положение законопроекта сделает конкурентные закупки госкомпаний у субъектов МСП более прозрачными Единая форма позволит избежать избыточных требований к банковским гарантиям, что в перспективе даст возможность перевести их в электронный вид и обеспечит автоматизацию проверки таких гарантий. Новация направлена на исключение негативной практики, при которой заказчики самостоятельно определяют "узкий" список таких банков, в том числе аффилированных с заказчиками.
Помимо этого, в законопроект включена норма о штрафных санкциях для банков, которые не выполняют свои обязательства по гарантиям. Она дополняет законы "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) положением, по которому за каждый день просрочки по выплате банковской гарантии банки будут платить заказчикам неустойку в размере 0,1% от суммы соответствующей банковской гарантии.
Как сообщалось, в 2019 году правительство увеличило долю закупок госкомпаний у субъектов МСП с 18% до 20% от совокупного годового стоимостного объема договоров госкомпаний. Объем закупок госкомпаний у субъектов МСП за 9 месяцев 2020 года составил 2,7 трлн рублей, в 2019 году объемы закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП превысили 3,7 трлн рублей.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина России от 06.02.2024 № 03-07-11/9483 "Об НДС в отношении затрат на страхование и банковские гарантии в рамках госконтракта, предметом которого является реализация конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ"
- Белорусские банки получили доступ к системе госзакупок РФ
- Дальнейшая работа государства по банковским гарантиям – поиск баланса интересов всех сторон
- Лукашенко одобрил проекты соглашений с РФ и ЕАЭС о взаимном признании банковских гарантий при госзакупках