Госзаказ может потерять поставщиков с иностранными собственниками
Усилившийся из-за санкций тренд на дерегулирование и поддержку экономики конфликтует с прежними намерениями властей по ужесточению контроля, создавая противоречивый деловой климат. В частности, на противоречие политики деофшоризации целям поддержки бизнеса указали в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП): союз обратился к правительству с просьбой отказаться от ужесточения правил участия офшорных «дочек» в госзакупках. Компании не могут выполнить требования по деофшоризации из-за санкций, госзаказчики же рискуют остаться без социально значимых товаров. Минфин от усиления контроля в госзаказе с 2023 года не отказывается, но готов проработать меры поддержки российских «дочек» компаний, зарегистрированных в офшорах.
Глава РСПП Александр Шохин направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой о пересмотре норм по деофшоризации госзаказа. Опасения бизнеса вызвали поправки к закупочному законодательству, призванные поддержать участников закупок. На деле нормы ограничивают доступ к госзаказу поставщиков из-за расширения перечня иностранных юрисдикций, при регистрации в которых бизнес будет считаться «офшорной компанией». Минфин намерен включить в перечень офшорных юрисдикций Швейцарию, Кипр, Ирландию и Черногорию. С учетом принятых ранее поправок к закону о госзакупках с 2023 года ведущие бизнес в РФ структуры международных групп компаний с долей прямого или косвенного владения более 10% не смогут участвовать в госзаказе.
В Минфине отказываться от деофшоризации не планируют, отмечая, что новые нормы «носят отлагательный характер и вступают в силу с 1 января 2023 года», а «документ, которым будет определен перечень стран, юридические лица с холдинговым владением в которых не смогут получать господдержку, на сегодняшний день не принят».
В РСПП говорят о дискриминационных условиях для таких компаний, особенно отмечая риски сбоя поставок социально значимых товаров. Так, невыгодной может стать работа локализованных в РФ иностранных фармкомпаний, чьи «материнские» структуры зарегистрированы в Швейцарии и иных юрисдикциях. При этом в союзе указывают, что санкции сами по себе осложняют деофшоризацию — речь идет о «невозможности изменить корпоративную структуру при готовности многих компаний "деофшоризироваться"».
В числе трудностей, называют отказ в регистрации перехода прав на акции/доли иностранных компаний, если в сделке участвуют подсанкционные лица или подконтрольные им компании (такая сделка нарушает режим заморозки активов или квалифицируется как передача имущества подсанкционному лицу, что запрещено). С отказом зачастую сталкиваются и неподсанкционные российские лица и подконтрольные им компании — регистраторы, в частности, ссылаются на длительную процедуру проверки. По тем же основаниям банки отказывают в проведении платежей.
Последнее изменениеПятница, 03 Июнь 2022 07:48
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 31.07.2025 № А40-85698/25-121-332 "Об установлении преимущества в отношении товаров российского происхождения"
- Письмо Минфина России от 06.11.2025 № 24-06-09/107319 "О применении ограничений и преимуществ в рамках национального режима при закупке лекарственных препаратов и подтверждении страны их происхождения"
- Письмо Минфина России от 17.10.2025 № 24-06-09/100680 "О применении положений постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875"
- Письмо Минфин РФ от 05.11.2025 № 24-06-09/106866 "О применении запретов при закупках иностранных товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, и услуг, оказываемых российскими юрлицами, имеющими иностранных лиц"
- Вебинар от 30.09.2025 "Ограничение конкуренции через импортозамещение: как наличие одной позиции в спецификации может менять результаты?"