Минпромторг замыкает оборону госзаказа от западной вычислительной техники
Российская сторона внесла в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предложения по изменению в ЕАЭС правил госзакупок вычислительной техники, серверов и систем хранения данных. По сути, речь идет о том, что РФ как крупнейший в союзе госзаказчик намерена уклониться от закупок, по крайней мере для госнужд, западной вычислительной техники, перемаркированной в странах союза как «товары ЕАЭС». Власти не хотят повторения на рынке IT-оборудования сценария «белорусских» креветок. Российский Минпромторг согласен на поставки евразийской электроники, только если она будет действительно собираться в союзе компаниями без контроля инвесторов из стран вне ЕАЭС.
РФ настаивает на определении страны происхождения электроники по правилам, аналогичным проектируемым для постановления правительства №719 от 17 июля 2015 года (для подтверждения российского происхождения товаров). По ним производители электроники из ЕАЭС должны будут иметь полный стек конструкторской документации на изделие, исключительные права на товарный знак и образцы исходного кода софта, собственные производственные мощности либо контрактную сборку в стране, а также сервисные центры по обслуживанию выпущенной техники и не находиться под контролем иностранных структур.
В ЕАЭС, чьим компаниям гарантирован равный доступ на российский (самый крупный в союзе) рынок госзаказа, РФ намерена добиваться реального производства вычислительной техники (на Казахстан и Армению санкционные ограничения и проблемы с поставками необходимых электронных компонентов не распространяются).
В ЕЭК подтвердили, что ждут официального поступления предложений российской стороны — они будут изучены рабочей группой антимонопольного ведомства комиссии (в нее входят представители от каждой страны ЕАЭС). Впрочем, содержание российского предложения секретом для участников рабочей группы не является. И если требование РФ отсутствия у компаний—«производителей ЕАЭС» контролирующих инвесторов из стран вне союза больших возражений не вызывает, то, например, обязанность использования для производства союзных серверов только материнских плат союзного же производства партнеров беспокоит. «Такое производство есть только в РФ, и фактически у него появляется монополия.
Однако РФ находится в сильной позиции. После «сворачивания» с 1 июля режима СТ-1 (по нему для подтверждения «союзного» происхождения товаров было достаточно сертификата, выданного деловым объединением страны-производителя) доступ на рынок закупок вычислительной техники возможен только при ее наличии в евразийском реестре промышленной продукции, правила попадания в который и предлагает регламентировать своим проектом Минпромторг. По факту же для партнеров по союзу сейчас этот рынок остается закрытым.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 18.03.2025 № 24-06-06/26635 "О подтверждении страны происхождения товара при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, закупок отдельными видами юрлиц в рамках национального режима"
- Письмо Минфина России от 27.12.2024 № 02-11-08/133011 "Об оплате оказанных услуг по госконтракту, заключенному с иностранным контрагентом, третьей стороне"
- Письмо Минфина России от 13.03.2025 № 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ"
- Вебинар от 20.02.2025 "Актуальные вопросы национального режима в закупках по 223-ФЗ. Взгляд поставщика"
- Письмо Минпромторг РФ от 04.02.2025 № ШВ-11731/11 "О порядке подтверждения происхождения ТКО для целей реализации механизмов изъятий из национального режима"