Menu
RSS
A+ A A-

Не все преференции одинаково полезны

Белый дом намерен поддержать пакет протекционистских инициатив, разработанных законодателями еще в 2020 году после неудачной попытки оборонно-промышленного лобби провести похожие поправки к закону о госзакупках через правительство. Ключевая новация в пакете законодательных мер касается распространения действующих ценовых преференций для отдельных товаров на весь рынок российской и евразийской продукции. Хотя проект поддержан вице-премьером Юрием Борисовым, согласия по теме в отраслевых ведомствах нет: так, в Минфине настаивают на достаточности действующих льгот, а в Минпромторге хотели бы сфокусировать преференции для выполнения квот по импортозамещению.

Правительство подготовило проект положительного заключения на предложение законодателей об ужесточении национального режима в госзакупках для российских поставщиков — распространении ценовой преференции в 15%, действующей сейчас для отдельных групп товаров, на все товары РФ и ЕАЭС. Одновременно правительство сможет дополнительно увеличивать размер такой преференции — сам механизм предполагает "снижение" стоимости отечественных товаров при оценке предложений с дальнейшей закупкой по исходной цене.

Напомним, что оборонно-промышленное лобби добивалось погружения норм о преференциях в "оптимизационный" пакет поправок Минфина к ФЗ-44, но безуспешно. В результате весной 2020 года проект был внесен в Госдуму сенатором Константином Долговым. В пояснительной записке автор указывал, что поправки нужны для системной поддержки российских и евразийских производителей и диверсификации оборонных предприятий, которой требует президент. В этом году власти вернулись к обсуждению темы: проект заключения правительства за подписью вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко разослан 16 апреля в Минфин, Минпромторг, Минэкономики, ФАС и Минюст. В письме отмечается, что проект поддержан вице-премьером Юрием Борисовым, идеологом протекционистских инициатив.

Впрочем, в ведомствах по законопроекту единого мнения нет — для одних он означает сравнительный рост госрасходов, для других недостаточно сфокусирован на выполнении текущих задач по импортозамещению.

В ФАС сообщили, что документ пока на рассмотрении, при этом служба "поддерживает идею сбалансированной поддержки отечественных производителей, которая позволяла бы сохранять конкуренцию на закупках и мотивировала бы участников рынка производить конкурентный товар". Однозначную поддержку обеспечит Минэкономики. В ведомстве пояснили, что проект подготовлен по итогам обсуждения на площадке рабочей группы коллегии военно-промышленного комплекса и именно Минэкономики исходно выступило с таким предложением. Действующие списки преференций покрывают около 50% товаров, указывают в Минэкономики, добавляя, что целесообразно ввести единую преференцию на уровне закона для "постоянной господдержки российских производителей и изготовителей из стран ЕАЭС без ручного управления, утверждения списков, не привязанных к каким-либо критериям".

Минфин пока формирует позицию, но еще в 2020 году ведомство внесло в правительство проект отрицательного отзыва на инициативу, поскольку такой механизм поддержки уже реализован. Так, сейчас перечень "товаров с преференциями" определяется приказом Минфина, при этом для ряда товаров предусмотрен повышенный размер преимущества в 20%. В Минфине указывают, что при наличии обоснованной необходимости номенклатура может быть дополнена иными товарами в случае их производства в странах ЕАЭС.

В Минпромторге сообщили, что детально проект рассмотрят в ближайшее время, он создает для российских производителей дополнительные преференции — и Минпромторг как отраслевое министерство, как правило, поддерживает такие инициативы. При этом наиболее эффективным механизмом господдержки импортозамещения в ведомстве считают квотирование — требование от заказчиков соблюдения доли закупок у отечественных поставщиков. Что касается "горизонтальной" ценовой преференции, то в Минпромторге указывают, что она должна вводиться с привязкой к конкретному перечню товаров и механизму подтверждения страны происхождения для контроля и мониторинга.

Де-факто ведомство рассчитывает на концентрацию поддержки импортозамещения именно на закупках квотируемых товаров, чтобы обеспечить выполнение квот.

Напомним, на основе результатов 2021 года правительство будет принимать решение о расширении или сворачивании квотирования, поэтому, чтобы отчитаться об успехе, ведомству важно обеспечить достоверность указания страны происхождения товара, а в перспективе — максимальное наполнение реестров производителями, синхронизацию и обмен сведениями между информсистемой Минпромторга и Единой информационной системой в сфере закупок Минфина.

Ранее лобби ОПК также предложило наделить Минпромторг правом по наполнению каталога товаров ЕИС — ожидается, что это ускорит наполнение реестра. Для повышения прозрачности закупок российских товаров законодатели также предлагают ужесточить требования к поставщикам по отчетности в рамках нацпроектов — обязать контрагентов отчитываться перед заказчиком о товарах, закупаемых соисполнителями и субподрядчиками. На обе инициативы также подготовлены положительные отзывы правительства.

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12