Суды признали госконтракты недействительными, но оставили подрядчику оплату
Прокурор потребовал признать недействительными два контракта на благоустройство, которые заключили с единственным поставщиком. В действиях заказчика увидели дробление закупки с целью ухода от конкурентных процедур.
Апелляция и кассация признали сделки недействительными, но не взыскали оплату:
-подрядчик добросовестно выполнил работы. Их приняли без замечаний. Соразмерное встречное представление сторон исключает неосновательное обогащение контрагента;
-поскольку вернуть результат работ нельзя, взыскание оплаты позволило бы заказчику извлечь выгоду из своего же недобросовестного поведения. Именно он нарушил Закон № 44-ФЗ, однако финансовую ответственность возлагают на подрядчика, который свои обязательства выполнил;
-факт дробления закупки не означает, что контрагент осознанно заключал контракты в обход конкурентных процедур.
Осведомленность подрядчика о том, что он выполняет работы по недействительным сделкам, не доказали.
К похожим выводам АС Поволжского округа приходил и ранее.
Отметим, по мнению Минфина, Закон № 44-ФЗ не запрещает совершать несколько одноименных малых закупок у единственного поставщика. Однако в практике есть пример, когда суд отклонил ссылку на эту позицию.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/103862 "О заключении нового контракта в сфере закупок в случае расторжения контракта по соглашению сторон"
- Письмо Минфина России от 30.07.2024 № 06-10-09/71140 "Об изменении (уменьшении) максимального значения цены муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению кредита при его исполнении, а также его расторжении"
- Вебинар 21.11.2024 "Комиссия по осуществлению закупок - 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"