Суды признали госконтракты недействительными, но оставили подрядчику оплату
Прокурор потребовал признать недействительными два контракта на благоустройство, которые заключили с единственным поставщиком. В действиях заказчика увидели дробление закупки с целью ухода от конкурентных процедур.
Апелляция и кассация признали сделки недействительными, но не взыскали оплату:
-подрядчик добросовестно выполнил работы. Их приняли без замечаний. Соразмерное встречное представление сторон исключает неосновательное обогащение контрагента;
-поскольку вернуть результат работ нельзя, взыскание оплаты позволило бы заказчику извлечь выгоду из своего же недобросовестного поведения. Именно он нарушил Закон № 44-ФЗ, однако финансовую ответственность возлагают на подрядчика, который свои обязательства выполнил;
-факт дробления закупки не означает, что контрагент осознанно заключал контракты в обход конкурентных процедур.
Осведомленность подрядчика о том, что он выполняет работы по недействительным сделкам, не доказали.
К похожим выводам АС Поволжского округа приходил и ранее.
Отметим, по мнению Минфина, Закон № 44-ФЗ не запрещает совершать несколько одноименных малых закупок у единственного поставщика. Однако в практике есть пример, когда суд отклонил ссылку на эту позицию.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС от 14.03.2025 № ВК/23244/25 "применения положений Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо Минфина России от 17.03.2025 № 24-06-06/25869 "О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при осуществлении закупок"
- Вебинар от 21.03.2025 "Как вести претензионную работу и расторгнуть контракт в одностороннем порядке"
- Письмо Минфина России от 27.12.2024 № 02-11-08/133011 "Об оплате оказанных услуг по госконтракту, заключенному с иностранным контрагентом, третьей стороне"
- Вебинар от 13.03.2025 "Ограничение допуска - 44-ФЗ"