Услуги по техподдержке и информбезопасности ГосТеха
Правительство РФ определило Сбербанк едпоставщиком услуг по техподдержке софта единой цифровой платформы РФ "ГосТех" и услуг в сфере информационной безопасности в рамках "ГосТеха". Соответствующее правительственное распоряжение опубликовано на портале правовой информации.
Этим документом Сбербанк определен едпоставщиком названных услуг в 2023-2024 годах. При этом оговаривается, что банк может привлекать субподрядчиков для выполнения тех или иных работ. Причем на долю этих субподрядчиков может быть передано до 95% от совокупного стоимостного объема соответствующих госконтрактов.
Также в правительственном распоряжении указано, что по этим госконтрактам должно быть установлено требование об обеспечении их исполнения в размере 10% от начальной (максимальной) цены каждого контракта.
Согласно правительственному распоряжению Сбербанк должен будет в 2023-2024 годах предоставлять услуги (заказчиком будет выступать Минцифры или его подведомственное казенное учреждение "Государственные технологии") по комплексному техническому сопровождению программного обеспечения, используемого в составе базовых сервисов платформы "ГосТех".
Также в задачи Сбербанка будет входить выполнение пуско-наладочных работ, ввод в эксплуатацию и сама эксплуатация средств защиты информации платформы "ГосТех". Помимо этого, банку придется заниматься мониторингом защищенности, обнаружением компьютерных атак и реагированием на инциденты на различных уровнях программно-аппаратной инфраструктуры платформы "ГосТех".
Стоимость соответствующих госконтрактов или бюджет на выполнение перечисленных работ в документе не приводится. Как сообщалось, эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем на платформе "ГосТех" проходит с 1 ноября 2020 года. Задачами эксперимента являются создание, перевод и развитие государственных информационных систем и их компонентов, которые обеспечат комплексное взаимодействие между гражданами, государством и бизнесом на платформе "ГосТех".
Дорожная карта создания платформы "ГосТех" предусматривает проведение эксперимента по переводу ГИС на "ГосТех" до конца 2022 года. По результатам эксперимента должны быть подготовлены методические документы и правовые акты, регламентирующие функционирование платформы. Кроме того, при участии ФСБ и ФСТЭК должны быть разработаны концепция обеспечения информбезопасности и концепция противодействия компьютерным атакам.
В рамках переходного периода (до 31 декабря 2023 года) планируется запустить в эксплуатацию "Госмаркет" и систему управления "ГосТехом", разработать типовые решения по обеспечению безопасности информации, сформировать каталог цифровых продуктов и разработать архитектуру первых восьми отраслевых доменов, включая сферы здравоохранения, образования, транспорта и ЖКХ. Полноценное функционирование платформы планируется обеспечить с 2024 года.
При этом предполагается, что для федеральных органов власти переход на платформу "ГосТех" при создании и развитии ГИС станет обязательным уже с 1 апреля 2023 года, а для региональных органов власти - с 1 января 2024 года. Соответствующий проект указа президента ранее был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Сама платформа "ГосТех" задумывается, как единая инфраструктура и среда для разработки различных ГИС. При этом предполагается, что создание этой платформы позволит решить ряд проблем, связанных с созданием и эксплуатацией госинформсистем. Речь идет, в частности, о низкой эффективности механизма повторного использования программных решений в сфере государственного управления (в настоящее время значительная доля функционала ГИС совпадает, а создание новых госинформсистем осуществляется без учета функционала ранее созданных ГИС), о длительном периоде создания ГИС (более одного года), об изолированной автоматизации процессов госорганов, о высоком уровне расходов на создание, развитие и эксплуатацию ГИС.
"В России создано более 1 тыс. государственных информационных систем, - отмечал ранее заместитель директора департамента координации программ и проектов Минцифры РФ Юрий Зарубин. - При этом у 85% из них идентичный функционал. Это означает, что 850 государственных информационных систем содержат дублирующие функции".
В свою очередь вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявлял прежде, что общие затраты на владение федеральными и региональными информсистемами составляют примерно 460 млрд рублей. По его словам, на конец прошлого года насчитывалось в общей сложности 826 федеральных и 3303 региональных информационных систем. При этом бюджет, предусмотренный на ведомственные программы цифровой трансформации, составлял 170 млрд рублей на три года, еще 118 млрд рублей - дополнительный запрос ведомств на программы развития.
Тогда же Чернышенко отмечал, что основной проблемой государственных информационных систем остается невозможность их переиспользования другими госзаказчиками.
По словам Чернышенко, "ГосТех" даст возможность переиспользования технологических и прикладных сервисов и быстрого вывода их на рынок.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо Минфина России от 16.09.2024 № 24-06-06/88175 "Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 "Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры"