В госпрограммы встроят микросхемы
Минэкономики и Минпромторг обсуждают возможность введения квот на закупки отечественной радиоэлектроники при реализации госпрограмм. Сейчас такие квоты затрагивают только закупки госорганов и госкорпораций. Но большой объем зарубежной продукции может закупаться на бюджетные средства, например по программе "Цифровая экономика", говорят эксперты. Участники рынка сомневаются в необходимости расширять импортозамещение, поскольку многие отечественные производители пока не готовы отказаться от зарубежных комплектующих.
В письме Минэкономразвития в Минпромторг от 16 января ( по обращению Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) от 24 ноября) Минэкономики поддержало предложение ТПП о введении квоты на закупку отечественной радиоэлектроники при реализации госпрограмм. Для этого министерство рассмотрит разработанные ТПП предложения по внесению изменений в законодательство. Минпромторг поддержал включение показателя во все госпрограммы. Там считают, что ограничиваться только электроникой не следует.
С 1 января вступило в силу постановление правительства, которое утвердило квоты на закупки 107 видов отечественных товаров госзаказчиками на 2021–2023 годы. В перечень вошли в том числе медтехника и медицинское оборудование, промышленная продукция и радиоэлектроника. Для этих товаров размер квот установлен от 1% до 95% от годового объема закупок.
Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский пояснил, что квоты на приобретение отечественных товаров, включая радиоэлектронику, распространяются только на госзакупки и закупки госкорпораций. Но значительную часть закупок в рамках госпрограммы делают частные компании, и они не подпадают под требования импортозамещения, хотя фактически расходуются государственные деньги.
Покровский считает важным, чтобы Минэкономики и Минпромторг не сузили постановку задачи до госпрограммы развития радиоэлектронной промышленности. По этой программе финансируются проекты НИОКР или модернизация производств, а не закупки вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования. Крупные закупки радиоэлектроники подразумевает, например, нацпрограмма "Цифровая экономика".
В рамках госпрограммы развития радиоэлектронной промышленности государство поддерживает не закупки российской радиоэлектроники, а ее производство, объясняет заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов. Поэтому введение доли закупленной российской продукции исключительно в рамках этой госпрограммы означало бы, что государство фактически помогает сбыту только той радиоэлектроники, в которую вкладывалось.
Гендиректор «Эвотор» Андрей Романенко подчеркнул важность того, чтобы стремления государства поддержать российскую радиоэлектронику не были "оторваны от реальности". Критерии для включения в реестры российского оборудования постоянно ужесточаются, а доля импортных комплектующих в себестоимости продукции с каждым годом снижается.
По мнению господина Романенко многие российские производители радиоэлектроники этим требованиям не соответствуют. Он добавил, что производители были бы рады использовать отечественные комплектующие, но зачастую подходящих по характеристикам предложений просто нет, а те, что есть, стоят на порядки дороже. Требования по использованию отечественной компонентной базы должны быть связаны с ее конкурентоспособностью.
Уже принято необходимое регулирование для ограничения допуска иностранной ридиоэлектронной продукции к госзакупкам, поэтому логично сначала реализовать предложения ТПП там, где для этого создана нормативная база, считает директор по развитию бизнеса "Байкал Электроникс" Виталий Богданов. После чего подход можно распространить и на другие категории продукции.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.11.2024 № 117382/11 "О применении норм постановления Правительства РФ о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ"
- Письмо Минпромторг РФ от 05.07.2024 № 70351/11 "О запрете на указание заказчиком дополнительных характеристик, которые не предусмотрены позицией каталога"
- Письмо Минфина России от 15.05.2024 № 24-06-06/44276 "О применении ограничений допуска иностранных товаров при закупках радиоэлектронной продукции"
- Письмо Минфина России от 01.11.2022 № 24-06-06/106224 "О предоставлении преференций в отношении цены контракта при закупках радиоэлектронной продукции"
- Совместное письмо Минфина России, Минпромторга России, Минцифры России, Минстроя России от 20.11.2023 № 24-01-07/111357 / ШВ-124486/11 / АЗ-П29-085-243351 / 78336-СМ/09 "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией"