Заказчик не вправе действовать по своему субъективному усмотрению в отношениях с единственным участником торгов
Московское УФАС России выявило нарушения Закона о закупках*. Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения договора о выполнении работ по уборке территории. К участию в конкурсе была допущена лишь одна соответствующая требованиям заявка и заказчик принял решение о признании торгов несостоявшимися. При этом в положении о закупке отсутствовало императивное условие о необходимости проведения повторной закупки, если она признана несостоявшейся. Участник, подавший единственную заявку, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Московское УФАС выдало заказчику предписание завершить процедуру закупки.
Заказчик не согласился с решением службы и обратился в суд. Однако Арбитражный суд города Москвы, апелляционная и кассационная судебные инстанции, а также Верховный Суд Российской Федерации поддержали позицию Московского УФАС России и признали решение и предписание законными. Суды сослались на то, что конечным результатом даже несостоявшихся торгов при условии соответствия заявки единственного участника требованиям закупочной документации является заключение договора с этим участником.
Заказчик обратился в Конституционный Суд Российской Федерации. Он посчитал, что положения Гражданского кодекса РФ** и Закона о закупках ограничивают свободу заключения договора, а также являются вмешательством субъекта контроля в предпринимательскую и экономическую деятельность.
Рассмотрев дело по существу, КС РФ пришел к выводу, что по своему правовому смыслу положения ГК РФ и Закон о закупках не обязывают заказчика (организатора торгов) к заключению договора с единственным участником торгов в случае признания их несостоявшимися***. Однако возможны ситуации, когда в положении о закупке подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов). В таком случае признание торгов несостоявшимися не влечёт отказа от заключения договора с единственным участником торгов. При этом не должно существовать других объективных препятствий к заключению договора с этим участником.
КС РФ в своём решении подчеркнул – не должны создаваться условия для ограничения конкуренции, а также произвольного усмотрения. Это может порождать в том числе коррупционные риски. В положении о закупке должны отсутствовать предписания, создающие условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав. Таким образом, заказчику недопустимо действовать в отношениях с единственным участником закупки по своему произвольному, субъективному усмотрению.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 08.08.2025 "Анализ рынка при определении НМЦ по Закону № 223-ФЗ: на что обратить внимание"
- Вебинар от 20.08.2025 "Специфика проведения закупок без определённого объёма"
- Решение Арбитражного суда от 09.01.2025 № А40-268110/24-122-1482 "Суд поддержала госзаказчика, который установил в закупке доптребования по позициям"
- Письмо Минфина России от 10.03.2025 № 24-06-09/23056 "Об определении и обосновании НМЦК в рамках мер по предоставлению национального режима при закупках"
- Письмо Минфина России от 03.04.2025 № 02-11-13/32855 "О закупке автомобильного бензина в рамках исполнения гособоронзаказа за наличный расчет"