Кто должен выбирать банк для банковского сопровождения контракта, заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель)?
- Автор Марат Рахматуллин
Краевое казенное учреждение Хабаровского края осуществляет закупку работ по капитальному строительству на общую сумму 900 000 000 рублей. Заказчик в проекте контракта явно указал банк для банковского сопровождения контракта. Имеет ли право в данной ситуации заказчик указывать банк?
Ответ: В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ:
1. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
2. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 (далее ПП РФ № 963)
Случаи обсуществления банковского сопровождения определены Постановлением Правительства Хабаровского Края от 12 декабря 2014 года N 472-пр, которым определено, что банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работы, оказание услуги для нужд Хабаровского края, за исключением контрактов, заключаемых в целях предоставления кредитных средств для финансирования дефицита краевого бюджета и (или) погашения долговых обязательств Хабаровского края, осуществляется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет не менее 100 млн. рублей, и заключается в проведении банком мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта. Расширенное банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работы, оказание услуги для нужд Хабаровского края, осуществляется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет не менее 5 млрд. рублей.
В соответствии со сведениями по рассматриваемой закупке НМЦК составляет 900 000 000 рублей, что налагает на заказчика обязанность установить требование банковского сопровождения контракта. Заказчиком по указанной закупке установлено требование банковского сопровождения (не расширенное).
В соответствии с п. 12 ПП РФ № 963 в случае если банк привлекается заказчиком, отбор банка осуществляется способами, предусмотренными Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", из перечня банков, указанного в пункте 10 настоящих Правил.
Случаи указанные в ч.12 ПП РФ № 963, когда заказчик осуществляет отбор банка для банковского обеспечения, определены в ч. 5 ПП РФ 963 - при обеспечении:
федеральных нужд заказчиком, - в случаях, предусмотренных абзацем третьим подпункта "а" и абзацем вторым подпункта "б" пункта 3 ПП РФ 963;
федеральных нужд заказчиком или поставщиком, - по решению Правительства Российской Федерации, предусмотренному абзацем четвертым подпункта "б" пункта 3 ПП РФ № 963.
Иных случаев выбора заказчиком банка для банковского сопровождения не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 3 44-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Закупка 0122200002518004107 осуществляется за счет средств субъекта РФ (Хабаровский край) т.е. в результате закупки удовлетворяются нужды субъекта РФ, в связи с чем положения ч.5 ПП РФ № 963 применить к вопросу о стороне привлекающий банк для банковского сопровождения контракта не представляется возможным.
В соответствии с ч.11 ПП РФ № 963 в случае если между указанным в пункте 10 Правил банком и поставщиком заключен договор о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту или кредитный договор на сумму не менее 30 процентов цены контракта, но не менее размера предоставляемого по сопровождаемому контракту аванса, договор о банковском сопровождении заключается с таким банком (если банк не отказался от его заключения). В иных случаях, а также в случае отказа банка от заключения договора о банковском сопровождении поставщик выбирает банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного считаем, что рассматриваемая ситуация относится к иным случаям, при которых банк выбирает поставщик.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 02.09.2024 № 02-12-12/83030 "О применении НПА при отборе банков для осуществления банковского сопровождения контракта по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта без взимания платы"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина России от 18.03.2024 № 02-17-09/24241 "О казначейском и банковском сопровождении госконтракта на выполнение работ по реконструкции объекта"
- Письмо Минфина России от 27.12.2023 № 02-17-10/126955 "О банковском сопровождении госконтракта, источником финансового обеспечения которого являются средства бюджета субъекта РФ, а также казначейском сопровождении целевых средств"
Последнее от Марат Рахматуллин
- Что делать если победитель закупки реорганизовался до заключения контракта?
- Могут ли включить в РНП по 223-ФЗ при одностороннем расторжении контракта Заказчиком?
- Можно ли присутствовать на вскрытии конвертов по закупке, проводимой в рамках 223-ФЗ, если это право прямо не указано в документации?
- Какие есть меры воздействия на участников предоставляющих недостоверную информацию по приказу Минфина 126н?
- Нужно ли вносить изменения в план-график, если сократили финансирование на плановый период?