Можно ли по 223-ФЗ при закупке указывать марку изделия и производителя без приставки "или эквивалент"?
- Автор Ольга Беляева
Я являюсь начальником службы закупок и тендерного отдела электросетевой компании. Стараюсь донести до юристов, что при закупке электротехнических материалов (трансформаторы, выключатели, автоматику и т.д.) мы имеем право указывать марку изделия и производителя, т.к. именно эта продукция нам нужна для надежной работы сетей и подстанций. Объясняю им, что энергетическая безопасность граждан, предприятий, объектов соц. сферы намного серьезнее, чем наша обязанность по Закону № 223-ФЗ закупить более дешевый выключатель.
Вы могли бы мне помочь (информацией, публикациями, комментариями и т.д.) убедить наших юристов, что мы можем и должны закупать не то, что дешево, а то, что нам необходимо. Юристы убеждают руководство (и оно их слушает), что обеспечение конкуренции при закупках согласно Закону № 223-ФЗ важнее, чем электроматериалы, которые нам необходимы для качественной и бесперебойной подачи электроэнергии в регионы.
Ответ: Разделяю Вашу позицию, тем более, что Закон № 223-ФЗ не содержит норм, обязывающих закупать то, что дешевле.
В частности, многие суды придерживаются позиции о том, что указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент является правомерным (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2015 г. № Ф04-16003/2015 по делу № А45-10724/2014; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2014 г. по делу № А45-12358/2013; постановления Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2015 г. № Ф05-8574/2015 по делу № А40-122753/14, от 16.07.2015 г. № Ф05-8693/2015 по делу № А40-139299/14; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2015 г. № Ф08-3811/2015 по делу № А32-41152/2013; постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2015 г. № Ф09-5639/15 по делу № А0722653/2014 и проч.).
При этом судебные инстанции справедливо отмечают, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям заказчика.
Аналогичный подход характерен в настоящее время и для административной практики. Имеется множество решений антимонопольных органов, подтверждающих правомерность закупки именно определенного товара (см., например, решения ФАС России от 30.12.2013 г. по делу № 1-17301/00-05-13, от 14.08.2013 г. по делу № 223ФЗ-06/2013; решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.08.2015 г. по жалобе № Т02-384/15; решение Московского УФАС России от 12.05.2015 г. по делу № 1-00-709/77-15; решение Архангельского УФАС России от 16.01.2015 г. по делу № 23т15; решение Иркутского УФАС России от 30.10.2014 г. по делу № 2303 и проч.).
Ответ: Разделяю Вашу позицию, тем более, что Закон № 223-ФЗ не содержит норм, обязывающих закупать то, что дешевле.
В частности, многие суды придерживаются позиции о том, что указание в документации о закупке сведений о производителе товара и (или) товарном знаке, торговой марке без уточнения возможности поставить эквивалент является правомерным (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2015 г. № Ф04-16003/2015 по делу № А45-10724/2014; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2014 г. по делу № А45-12358/2013; постановления Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2015 г. № Ф05-8574/2015 по делу № А40-122753/14, от 16.07.2015 г. № Ф05-8693/2015 по делу № А40-139299/14; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2015 г. № Ф08-3811/2015 по делу № А32-41152/2013; постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2015 г. № Ф09-5639/15 по делу № А0722653/2014 и проч.).
При этом судебные инстанции справедливо отмечают, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара, наиболее отвечающего их целям. При этом потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, соответствующего потребностям заказчика.
Аналогичный подход характерен в настоящее время и для административной практики. Имеется множество решений антимонопольных органов, подтверждающих правомерность закупки именно определенного товара (см., например, решения ФАС России от 30.12.2013 г. по делу № 1-17301/00-05-13, от 14.08.2013 г. по делу № 223ФЗ-06/2013; решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.08.2015 г. по жалобе № Т02-384/15; решение Московского УФАС России от 12.05.2015 г. по делу № 1-00-709/77-15; решение Архангельского УФАС России от 16.01.2015 г. по делу № 23т15; решение Иркутского УФАС России от 30.10.2014 г. по делу № 2303 и проч.).
Считаем, что определяющим в данном вопросе будет то, что указано в опубликованном Положении о закупках заказчика. Предусмотрена ли в нем такая возможность или нет.Примечание Администратора
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письма Минфина России от 23.07.2024 № 02-07-11/68573, от 22.07.2024 № 02-07-11/68319 "О применении ф. 0510452 при оформлении приемки товаров, работ, услуг по договорам, заключенным бюджетными (автономными) учреждениями согласно законодательству"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"
- Письмо Минздрава России № 25-3/и/2-20326, ФАС России № ТН/92615/24 от 14.10.2024 "Различие в кодах НКМИ не повод отклонять заявку участника госзакупки"
Последнее от Ольга Беляева
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, то, заключая контракт с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, нужно ли согласовывать это с антимонопольным органом?
- При признании электронного запроса котировок несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с контрольным органом?
- Может ли форс-мажором считаться признание страны недружественной?
- Будут ли последствия у заказчика, если договор будет расторгнут по соглашению сторон, без применения штрафных санкций к поставщику?
- Необходимо ли направлять поставщика в РНП при его отказе от заключения договора? Причина – повышение цен, в связи с введением санкций.