Menu
RSS
A+ A A-

Правомерно ли требование заказчика о наличии в заявке сертификатов на продукцию?

Являемся поставщиками мебели. При участии в открытых аукционах в электронной форме встречаются формулировки, в которых поставляемая мебель должна отвечать требованиям ГОСта и пр., что подтверждается сертификатами. Но при перечислении состава второй части заявки в аукционной документации данные документы не названы. Обязаны ли мы в составе второй части заявки представить сканы различных сертификатов?
Является ли требование предоставления данных документов в составе второй части заявки законным? Может быть, достаточно их предоставить при поставке, а в заявке подтвердить соответствие мебели ГОСТам?

Ответ: Статьей 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях ГК РФ. Кроме того, государственные и муниципальные контракты представляются собой гражданско-правовые договоры (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). С учетом этого ответ на Ваш вопрос должен быть основан не только на нормах специального законодательства, но и на общих требованиях ГК РФ, установленных для договора купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Передача товара без необходимых документов является ненадлежащим исполнением продавцом обязанности по договору (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 г. по делу № А45-14652/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу № А56-29603/2011).

Таким образом, документы на товар подлежат передаче покупателю именно в тот момент, когда ему передается сам товар (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2015 г. по делу № А40-6612/15). При этом следует подчеркнуть два важных следствия из приведенной нормы: − документы на товар передаются одним контрагентом (продавцом) другому контрагенту (покупателю); − иной момент передачи документов может быть установлен самим договором. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион представляет со- бой одну из форм торгов, а торги, в свою очередь, являются способом заключения договора (п. 1, 4 ст. 447 ГК РФ).

Следовательно, на момент объявления аукциона заказчик не состоит в договорных отношениях с участниками закупки, нет таких отношений у него и с участниками аукциона. Договор купли-продажи (государственный или муниципальный контракт) в период приема заявок, а также в период проведения аукциона еще ни с кем не заключен.

Таким образом, правовых оснований требовать представления копии сертификатов в составе заявки на участие в электронном аукционе нет.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме: 1) декларирования соответствия; 2) обязательной сертификации (ст. 20 Закона о техническом регулировании). В отношении мебели обязательное подтверждение соответствия в настоящее время не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, требование предоставить сертификат соответствия на товар, не подлежащий обязательной сертификации, неправомерно. Такая позиция сформирована в настоящее время и в судебной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2013 г. по делу № А45-25990/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 г. № Ф05-2641/2015 по делу № А40-42196/14). Кроме того, нужно отметить, что международные обязательства Российской Федерации на сегодняшний день не позволяют установить обязательное подтверждение соответствия мебели ввиду следующего. Согласно п. 7 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (протокол № 9 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.) со дня вступления в силу технического регламента Союза продукция, в отношении которой государствами-членами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении обязательного подтверждения соответствия и которая включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, допускается к обращению на территории Союза, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства- члена с соблюдением следующих условий:
– проведение сертификации органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

В настоящее время действует единый перечень, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620, и мебель исключена из него по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.05.2014 г. № 69.

Что касается добровольной сертификации, то установление подобных требований для участников аукциона – это очевидное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данная норма устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12