Письмо Минфина России от 01.04.2020 № 24-01-07/25879 "О применении методов обоснования НМЦК"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение от 05.03.2020 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
Согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, заказчик вправе не только направлять запросы о предоставлении ценовой информации, но и воспользоваться иными источниками получения ценовой информации для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, в случае если такая информация соответствует положениям статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, положениями части 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Таким образом, при невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, заказчики вправе применять иные методы, не предусмотренные частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что применение иных методов для расчета НМЦК не должно противоречить положениям законодательства в сфере контрактной системы.
Положениями части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ также установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой порядок.
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно формирует НМЦК с учетом всех необходимых затрат и должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 01 Апрель 2020
- Номер документа: 24-01-07/25879
- Название документа: О применении методов обоснования НМЦК
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.09.2020 № 24-01-08/79250 "Об установлении в положении о закупке порядка формирования цены договора, обоснования начальной (максимальной) цены договора и порядка сравнения ценовых предложений участников закупки"
- Письмо Минфина России от 27.08.2020 № 24-01-06/75233 "Об указании в документации о закупке порядка обоснования (определения) НМЦК"
- Письмо Минфина России от 04.05.2021 № 24-03-08/34159 "Об установлении в положении о закупке порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)"
- Письмо Минфина России от 18.08.2020 № 24-01-06/72363 "О применении методов определения и обоснования НМЦК"
- Письмо Минфина России от 01.10.2020 № 24-01-07/86017 "О применении проектно-сметного метода для определения и обоснования НМЦК и определении НМЦК при закупке услуг по проектированию"