Письмо Минфина России от 05.07.2024 № 02-08-12/63464 "Об использовании АНО субсидии, предоставленной из бюджета субъекта РФ; о применении АНО законодательства о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе в сфере закупок"
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в пределах компетенции обращение АНО от 27.06.2024 по вопросам финансового обеспечения своей деятельности (далее - обращение, АНО) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, в том числе по вопросу, указанному в обращении. Вместе с тем Департамент считает возможным отметить следующее.
1. По вопросу использования субсидии в виде имущественного взноса, предоставленного АНО из бюджета субъекта Российской Федерации, на условиях соответствующего договора (соглашения) о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 7.1, 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а не Закона РФ.
Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) (пункт 1 статьи 78.3) и корреспондирующих с ними норм Закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статьи 7.1, 7.2) следует, что субсидии в виде имущественного взноса предоставляются государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям.
При этом предоставление субсидии в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, созданным в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Предоставление государственной финансовой поддержки, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации, иным некоммерческим организациям, созданным в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации (далее - субсидии, некоммерческие организации), предусмотрено статьей 78.1 Бюджетного кодекса в форме субсидии (пункт 2) и гранта в форме субсидии (пункт 4).
Согласно положениям пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса субсидии некоммерческим организациям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации (далее - получатель субсидии) в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разрабатываемыми в соответствии с общими требованиями Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий" (далее - Общие требования), и принимаемыми в соответствии с ними в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780 "Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Правила № 1780), решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя бюджетных средств, и на основании соглашения о предоставлении субсидии.
Так, например, Общими требованиями (пункты 2 и 3) в качестве требований к правовым актам субъекта Российской Федерации указываются в том числе:
цель предоставления субсидии;
требования к получателю субсидии;
размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер;
результат предоставления субсидии, который должен быть конкретным, измеримым и соответствовать целям предоставления субсидии;
порядок и сроки представления получателем субсидии отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидии, а также характеристик результата (при их установлении) и об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
Договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета) заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).
С учетом изложенных норм статьи 78.1 Бюджетного кодекса и положений Общих требований, по мнению Департамента, субсидия, предоставляемая АНО из бюджета субъекта Российской Федерации, может расходоваться в соответствии с условиями, целями и результатами ее предоставления, определенными в соглашении о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
2. По вопросу применения положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Закон № 223-ФЗ, Закон № 44-ФЗ) автономными некоммерческими организациями.
Статьей 1 Закона № 223-ФЗ установлен перечень видов юридических лиц, а также случаев, при которых отдельные виды юридических лиц применяют Закон № 223-ФЗ.
При этом в настоящее время автономная некоммерческая организация не указана в предусмотренном частью 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ перечне организационно-правовых форм юридических лиц, в связи с чем закупки такой организации по общему правилу не регулируются Законом № 223-ФЗ.
Вместе с тем статья 1 Закона № 223-ФЗ также устанавливает иные случаи, при которых отдельными видами юридических лиц применяется Закон № 223-ФЗ при осуществлении закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы, в том числе субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а не часть 21.
В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 21 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки (пункт 7 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).
Также статьей 15 Закона № 44-ФЗ установлены случаи необходимости применения положений Закона № 44-ФЗ иными юридическими лицами при осуществлении закупок.
Таким образом, вопрос о применении юридическим лицом положений Закона № 223-ФЗ или Закона № 44-ФЗ должен решаться с учетом указанных норм законодательства Российской Федерации.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 05 Июль 2024
- Номер документа: 02-08-12/63464
- Название документа: Об использовании АНО субсидии, предоставленной из бюджета субъекта РФ; о применении АНО законодательства о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе в сфере закупок
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-06-07/8780 "О централизации закупок автономного учреждения"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 02-02-10/63681 "Об определении критериев при принятии решений органами исполнительной власти о выборе типа учреждения; об осуществлении автономными учреждениями закупочной деятельности"
- Письмо Минфина России от 30.08.2024 № 24-06-06/82147 "О нормировании закупок автономных учреждений"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57478 "Об осуществлении закупок автономной некоммерческой организацией"
- Письмо ФАС России от 14.08.2024 № 28/72903-ПР/24 "Об особенностях осуществления закупок автономными некоммерческими организациями"