Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 20.03.2020 № 24-01-08/21865 "Об участии в закупках; о предложении по закупкам в государствах - членах ЕАЭС путем случайного выбора поставщика; о сроке оплаты контракта, заключенного с СМП, СОНКО, и ответственности заказчика"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 29.02.2020 с предложениями по модернизации системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

При этом Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд на всей территории Российской Федерации, распространяется на все субъекты Российской Федерации в равной мере, а также не предусматривает преимуществ для отдельных субъектов и районов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки вне зависимости от места нахождения и осуществляемой сферы деятельности вправе участвовать в закупках на всей территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, внесение предлагаемых изменений не соответствует принципу единства контрактной системы в сфере закупок, в связи с чем не может быть поддержано.

В отношении предложения о возможности осуществления закупок путем "случайного выбора поставщика (метод электронного барабана)" отмечаем, что согласно части 3 статьи 88 раздела XXII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) закупки в государствах-членах осуществляются согласно приложению N 25 (Протокол о порядке регулирования закупок) к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).

Пунктом 4 Протокола установлено, что закупки в государствах-членах проводятся путем проведения открытого конкурса, запроса ценовых предложений (запроса котировок), запроса предложений (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках), открытого электронного аукциона, биржевых торгов (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках), закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 10 Протокола.

Частью 4 статьи 2 Закона N 44-ФЗ установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ, применяются правила международного договора.

Учитывая изложенное, предложение об осуществлении закупок путем "случайного выбора поставщика (метод электронного барабана)" не соответствует требованиям Договора о ЕАЭС.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом согласно части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Согласно статье 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом совершение вышеуказанного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Учитывая изложенное, должностное лицо заказчика несет административную ответственность, установленную статьей 7.32.5 КоАП РФ.

Кроме того, положения Закона N 44-ФЗ предусматривают возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в судебном порядке.

Отмечаем, что согласно части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты в сфере контрактной системы содержат необходимые механизмы для эффективного осуществления государственных (муниципальных) закупок, в том числе в части надлежащего исполнением заказчиком обязательств по оплате.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 20 Март 2020
  • Номер документа: 24-01-08/21865
  • Название документа: Об участии в закупках; о предложении по закупкам в государствах - членах ЕАЭС путем случайного выбора поставщика; о сроке оплаты контракта, заключенного с СМП, СОНКО, и ответственности заказчика
Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12