Письмо Минфина России от 22.07.2020 № 24-05-07/64091 "Об установлении требований к участникам закупки при закупках строительных работ, в том числе о согласовании заказчиком соисполнителя, привлеченного к исполнению контракта"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам установления заказчиком требований к соисполнителям при осуществлении закупок строительных работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 31 Закона № 44-ФЗ к участникам закупки предъявляются единые требования, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Требований о согласовании заказчиком конкретного соисполнителя, привлеченного к исполнению контракта, положениями Закона № 44-ФЗ не установлено, при этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.
Юридические лица, соответствующие требованиям части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, при осуществлении закупочной деятельности руководствуются положениями Закона № 223-ФЗ.
Частями 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке должно содержать в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В случае если законодательством Российской Федерации предусматриваются соответствующие требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, заказчики обязаны установить такие требования к участникам закупки при осуществлении закупки.
Таким образом, заказчики самостоятельно с учетом требований законодательства Российской Федерации, собственных потребностей и производственной необходимости устанавливают требования к участникам закупки в соответствии с положением о закупке при условии, что такие требования не влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Учитывая изложенное, заказчик, рассматривая вопрос об установлении требований к участникам закупки, должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из складывающихся правоотношений с учетом всех обстоятельств в каждом конкретном случае и не должен совершать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В случае если действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки, то такой участник закупки вправе обжаловать такие действия (бездействие) в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ, либо в судебном порядке.
Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий (бездействия) участниками контрактной системы в сфере закупок.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 22 Июль 2020
- Номер документа: 24-05-07/64091
- Название документа: Об установлении требований к участникам закупки при закупках строительных работ, в том числе о согласовании заказчиком соисполнителя, привлеченного к исполнению контракта
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/104115 "О возможности замены товара при исполнении контракта"
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Вебинар от 14.11.2024 "Контракты по 44 ФЗ договоры по 223 ФЗ что существенно для заказчика"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"