Письмо Минфина России от 25.04.2024 № 02-11-13/39521 "О вопросах, связанных с закупками услуг по организации горячего питания учащихся для нескольких учреждений в рамках контракта со встречными инвестиционными обязательствами"
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение некоммерческой организации от 11 декабря 2023 г. по вопросу осуществления закупки, предусмотренной статьей 111.4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
Предусмотренный частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ механизм осуществления централизованных закупок в настоящее время может быть применен уполномоченным органом (учреждением) и заказчиками одного уровня, в частности:
на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации могут быть возложены полномочия на осуществление закупок для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации;
на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение могут быть возложены полномочия на осуществление закупок для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, возложение на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации полномочий на централизацию закупок для муниципальных заказчиков в настоящее время частью 3 статьи 26 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено.
При этом согласно части 4 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Частью 2 статьи 8 Закона № 273-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение в том числе мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон № 414-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Законом № 414-ФЗ и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Согласно части 4 статьи 6 Закона 414-ФЗ не допускается отнесение в порядке, установленном частью 3 данной статьи, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, полномочий по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, а также иных полномочий, перераспределение которых не допускается в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
В случае перераспределения законом субъекта Российской Федерации на основании части 3 статьи 6 Закона № 414-ФЗ полномочий по организации бесплатного горячего питания обучающихся в учреждениях субъекта Российской Федерации и учреждениях муниципальных образований полномочия по организации горячего питания обучающихся в учреждениях субъекта Российской Федерации будут считаться полномочиями субъекта Российской Федерации.
Также при необходимости консолидации потребностей нескольких учреждений в субъекте Российской Федерации может быть рассмотрен вопрос об осуществлении закупки на основании одного контракта со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающего поставку товара и (или) оказание услуги нескольким учреждениям, которые могут компенсировать уполномоченному заказчику расходы за поставленный товар и (или) оказанную услугу (далее - получатель). Планирование и осуществление такой закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть реализованы с учетом следующего:
1) высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации определяет организацию, являющуюся казенным или бюджетным учреждением, в качестве заказчика (далее - уполномоченный заказчик);
2) уполномоченный заказчик осуществляет планирование закупки (в том числе включает закупку в план-график закупок), определяет поставщика (исполнителя) (в том числе размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, соответствующие протоколы), заключает и исполняет контракт (в том числе направляет информацию и документы для размещения в реестре контрактов, заключенных заказчиками), осуществляет приемку поставленного товара и (или) оказанной услуги, а также обеспечивает оплату поставщику (исполнителю);
3) товар поставляется, услуга оказывается получателю, который составляет и подписывает с поставщиком (исполнителем) акт приема-передачи, на основании которого уполномоченный заказчик с поставщиком (исполнителем) составляют и подписывают документ о приемке, предусмотренный Законом № 44-ФЗ;
4) получатель в целях осуществления компенсации затрат уполномоченного заказчика перечисляет средства (средства, предоставляемые ему на основании соглашения об осуществлении государственного задания, соглашения о предоставлении целевой субсидии, средства от приносящей доход деятельности):
на лицевой счет, предназначенный для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - если уполномоченный заказчик является казенным учреждением;
на лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (лицевой счет с кодом 20), если уполномоченный заказчик является бюджетным учреждением;
5) перечисление получателем средств в целях компенсации затрат уполномоченного заказчика осуществляется в срок, обеспечивающий уполномоченному заказчику возможность оплатить указанные средства поставщику (исполнителю) за поставленный товар и (или) оказанную услугу в срок, предусмотренный частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ;
6) уполномоченный заказчик после осуществления приемки поставленного товара и (или) оказанной услуги и подписания между заказчиком и поставщиком (исполнителем) документа о приемке оплачивает поставщику (исполнителю) в срок, предусмотренный частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, средства, ранее перечисленные заказчику получателем.
В целях обеспечения изложенного целесообразно:
1) в акте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, предусмотренном частью 2 статьи 111.4 Закона № 44-ФЗ, определить предельный объем финансового обеспечения для осуществления соответствующей закупки, исходя в том числе из совокупного стоимостного объема потребностей всех получателей в товарах и (или) услугах в течение всего срока действия контракта со встречными инвестиционными обязательствами;
2) определить в указанном акте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации:
порядок и срок перечисления получателем уполномоченному заказчику средств за поставляемый получателю (поставленный) товар и (или) оказываемую (оказанную) услугу (далее - порядок и срок перечисления средств);
порядок взаимодействия уполномоченного заказчика и получателя при приемке поставленного товара и (или) оказанной услуги (далее - порядок взаимодействия при приемке), в том числе предусматривающий осуществление уполномоченным заказчиком приемки, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, на основании актов приема-передачи поставленного товара и (или) оказанной услуги, подписанных получателем и поставщиком (исполнителем);
3) уполномоченному заказчику и получателям - бюджетным учреждениям заключить соглашение о компенсации затрат с учетом положений порядка и сроков перечисления средств, а также порядка взаимодействия при приемке, установленных в акте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, предусмотренном частью 2 статьи 111.4 Закона № 44-ФЗ;
4) уполномоченному заказчику, являющемуся бюджетным учреждением, предусмотреть соответствующую закупку и указанный в акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренном частью 2 статьи 111.4 Закона № 44-ФЗ, предельный объем финансового обеспечения для ее осуществления в составе выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг в плане финансово-хозяйственной деятельности заказчика, что, в свою очередь, обеспечит возможность осуществления предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроля при планировании закупок путем проведения проверки в соответствии с подпунктом "в" пункта 14 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1193.
В случае необходимости осуществления поставки товара и (или) оказания услуги в рамках контракта со встречными инвестиционными обязательствами, заключенного уполномоченным заказчиком субъекта Российской Федерации, получателю - муниципальному бюджетному учреждению, по мнению Минфина России, между субъектом Российской Федерации и соответствующим муниципальным образованием, находящимся на территории указанного субъекта Российской Федерации, должно быть заключено соглашение, предусматривающее возможность обеспечения потребностей муниципальных бюджетных учреждений - получателей уполномоченным заказчиком субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 8.5 части 1 статьи 3, статьи 111.4 Закона № 44-ФЗ контракт со встречными инвестиционными обязательствами предусматривает реконструкцию имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания закупаемой услуги.
Вопросы осуществления инвестиционной деятельности регулируются в соответствии с положениями отраслевого законодательства Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Ограничений в части принадлежности имущества, реконструируемого при исполнении контракта со встречными инвестиционными обязательствами, непосредственно Закон № 44-ФЗ не содержит, в связи с чем не исключается возможность реконструкции государственного или муниципального имущества, переданного в соответствии с требованиями отраслевого законодательства Российской Федерации исполнителю такого контракта.
Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросы предоставления государственного или муниципального имущества в аренду, в том числе для цели его реконструкции по контракту со встречными инвестиционными обязательствами. Такие вопросы решаются в соответствии с отраслевым законодательством Российской Федерации.
По вопросу планирования лимитов бюджетных обязательств и оплаты поставленного товара (оказанной услуги) в рамках государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства, уполномоченным заказчиком или частично уполномоченным заказчиком и получателем.
Положениями пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность заключения отдельных контрактов на срок, превышающий срок действия утвержденных и доведенных лимитов бюджетных обязательств, в частности:
государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами на поставку товара на срок, превышающий срок действия утвержденных и доведенных лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (абзац четвертый указанного пункта);
государственных контрактов, муниципальных контрактов, предметом которых является оказание услуг, длительность производственного цикла оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абзац третий указанного пункта).
Таким образом, в целях заключения казенным учреждением контракта со встречными инвестиционными обязательствами на срок, превышающий срок действия утвержденных и доведенных лимитов бюджетных обязательств, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации:
утверждает порядок принятия решений о заключении таких контрактов на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, указанный в пункте 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
принимает решение о заключении такого контракта на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с данным порядком.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом;
оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, по мнению Минфина России, оплата поставленного товара и (или) оказанной услуги по контракту со встречными инвестиционными обязательствами может быть осуществлена только уполномоченным заказчиком.
При этом, в случае если уполномоченным заказчиком является казенное учреждение, оплата поставленного товара и (или) оказания услуги по контракту со встречными инвестиционными обязательствами в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, утвержденных:
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации, - в случае, если средства на заключение и исполнение контракта со встречными инвестиционными обязательствами были предусмотрены при планировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;
в пределах бюджетных ассигнований, увеличенных в течение текущего финансового года в объеме поступлений средств в целях компенсации получателем расходов уполномоченного заказчика, - в случае, если возможность такой компенсации была установлена в акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренном частью 2 статьи 111.4 Закона № 44-ФЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 25 Апрель 2024
- Номер документа: 02-11-13/39521
- Название документа: О вопросах, связанных с закупками услуг по организации горячего питания учащихся для нескольких учреждений в рамках контракта со встречными инвестиционными обязательствами
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 10.07.2024 № 02-12-08/64594 "О санкционировании расходов на технологическое присоединение в рамках концессионного соглашения и по муниципальному контракту на приобретение квартир путем инвестирования в строительство МКД"
- Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 01-06-13/24-68519 "Об участии СМП в закупках услуг общественного питания и пищевых продуктов для образовательных, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей"
- Письмо Минфина России от 13.03.2024 № 02-07-11/22462 "О применении казенным учреждением Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) без создания приемочной комиссии"
- Письмо Минфина России от 06.05.2024 № 02-11-10/41925 "О заключении казенным учреждением субъекта РФ госконтракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства"
- Письмо Минфина России от 24.04.2024 № 24-06-06/38585 "О закупке жилых помещений путем инвестирования в строительство"