Письмо Минфина России от 28.08.2020 № 24-05-08/75608 "О предложении по введению процедуры подтверждения участниками закупки страны происхождения товаров при применении условий допуска товаров из иностранных государств"
Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 24.07.2020, содержащее предложения по внесению изменений в приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части установления документов, подтверждающих страну происхождения товара (далее - Приказ № 126н, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
Условия допуска, предусматривающие предоставление ценового преимущества участникам закупки, предлагающим к поставке товары из перечня, утвержденного Приказом № 126н (далее - Перечень), происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Механизм предоставления преимуществ, установленный Приказом № 126н, предусматривает указание (декларирование) участником закупки наименования страны происхождения товара.
Вместе с тем введение процедуры подтверждения страны происхождения товаров при применении условий допуска приведет к тому, что к участникам закупки, предлагающим к поставке товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, но не представившим подтверждающий документ, могут быть применены экономические меры, выражающиеся в применении понижающего 15-процентного коэффициента, а также может повлечь применение к такому участнику закупки антидемпинговых мер.
Таким образом, установление обязанности представления таких документов при применении условий допуска приведет к экономической ответственности и дополнительным расходам участников закупки, фактически предлагающих к поставке товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, увеличению административной нагрузки на участников закупки, связанной с необходимостью получения документов, подтверждающих страну происхождения товара, и приведет к существенному увеличению нагрузки на Минпромторг России, связанной с выдачей таких документов.
Кроме того, в настоящее время в отношении отдельных видов товаров, включенных в Перечень, отсутствуют документы, которые подтверждают страну их происхождения.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации в сфере контрактной системы предусмотрены следующие механизмы, направленные на недопущение злоупотреблений, связанных с заменой страны происхождения товаров при поставке.
01.01.2020 вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие обязательное включение участниками закупок в заявки на участие в закупках и заказчиками в условия заключаемых контрактов информации о стране происхождения товара.
Таким образом, в настоящее время участники закупок обязаны включать в заявки на участие в закупках информацию о стране происхождения товаров вне зависимости от осуществления закупок в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.7 Приказа № 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в приложении к Приказу № 126н, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Также положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1400 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084" предусмотрено обязательное включение в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информации о стране происхождения товара как при заключении контракта (не позднее 5 рабочих дней со дня его заключения), так и при исполнении контракта (не позднее 5 рабочих дней со дня его исполнения).
При этом пунктом 20 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну", установлено, что Федеральное казначейство в случае отрицательной проверки предоставленной информации, в том числе о стране происхождения, отказывает во включении контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками, что, в свою очередь, в силу части 8 статьи 103 Закона № 44-ФЗ влечет невозможность оплаты по таким контрактам.
Таким образом, в настоящее время предусмотрены меры, позволяющие обеспечить поставку участником закупки товаров с заявленной страной происхождения (за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство - член Евразийского экономического союза), в связи с чем внесение предлагаемых изменений не требуется.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 28 Август 2020
- Номер документа: 24-05-08/75608
- Название документа: О предложении по введению процедуры подтверждения участниками закупки страны происхождения товаров при применении условий допуска товаров из иностранных государств
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.02.2020 № 24-03-06/14877 "Об ограничении допуска радиоэлектронной продукции иностранного происхождения, поставляемой при выполнении закупаемых работ (услуг)"
- Письмо Минфина России от 29.03.2021 № 24-03-08/22593 "Об особенностях применения условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ для целей осуществления закупок..."
- Письмо Минфина России от 06.07.2020 № 24-03-08/58233 "Об особенностях применения запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд..."
- Письмо Минфина России от 17.06.2020 № 24-03-07/52174 "О документах, представляемых во второй части заявки на участие в электронном аукционе в целях подтверждения соблюдения запрета на допуск иностранных промышленных товаров"
- Верховный суд РФ поддержал позицию ФАС России об особенностях рассмотрения заявок на закупках с ограничениями для иностранной продукции