Письмо Минфина России от 29.09.2020 № 24-04-07/85160 "О включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об учредителях юрлица"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение ООО от 18.08.2020 о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Реестр, Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
Минфин России, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728, пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2018 № 52385), не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, по толкованию норм, терминов и понятий, не рассматривает по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
1. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в Реестр включается в том числе информация о наименовании, идентификационном номере налогоплательщика юридического лица, являющегося учредителем юридического лица, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ предусматривает включение в Реестр информации в отношении учредителя, принявшего решение об учреждении общества, а также последующее соответствующее ограничение в участии в закупках при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Информация об учредителях юридического лица включается в единый государственный реестр юридических лиц (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Департамент сообщает, что проверка наличия в Реестре информации об акционерах, информация о которых содержится в реестре акционеров, Законом № 44-ФЗ не предусмотрена, в связи с чем не осуществляется.
2. Во исполнение в том числе поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 23.04.2020 № АБ-П13-4271 о внесении в Правительство Российской Федерации проектов соответствующих нормативных правовых актов, направленных на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2020 № 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в связи с жалобой гражданина В.В. Сонина", Минфином России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" ("оптимизационный законопроект в сфере закупок") (далее - Законопроект), предусматривающий положения, направленные на совершенствование ведения Реестра, в частности:
1) по тексту Закона № 44-ФЗ в составе информации, включаемой в Реестр, категория учредителей юридического лица заменена категорией участников юридического лица в целях исключения ситуации, при которой в Реестр могут быть включены лица, являвшиеся учредителями юридического лица, но не являющиеся участниками такого юридического лица на момент участия в закупке;
2) частью 4 статьи 104 Закона № 44-ФЗ предусматривается автоматизированное формирование информации, в том числе об участниках юридического лица, с использованием единой информационной системы в сфере закупок по состоянию на момент такого формирования, то есть по состоянию на момент признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, на момент расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта;
3) в целях исключения включения в Реестр информации о лицах, приобретающих акции на свободном рынке, вводится положение о том, что информация об участниках публичного акционерного общества в Реестр не включается;
4) учитывая положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости учитывать уровень корпоративного участия в деятельности юридического лица, в Законопроект включены положения о том, что в Реестр не включается информация об участниках юридического лица, имеющих менее двадцати пяти процентов акций (долей).
Одновременно Законопроект в целях администрирования наличия соответствующей информации в Реестре предусматривает обязанность:
участника закупки указать в заявке на участие в закупке идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) участников (имеющих двадцать пять процентов акций (долей) и более) (подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ в редакции Законопроекта);
оператора электронной площадки проверить и вернуть поданную заявку в случае наличия в Реестре указанной в заявке на участие в закупке в соответствии с указанным подпунктом "в" информации об участнике закупки, в том числе информации об участниках (имеющих двадцать пять процентов акций (долей) и более) юридического лица, при условии установления требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Реализация изменений, предусмотренных Законопроектом, направлена на исключение противоречивой правоприменительной практики по вопросам ведения Реестра, в том числе указанным в обращении.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 29 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-04-07/85160
- Название документа: О включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об учредителях юрлица
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 23.05.2024 по делу № А50-1364/2024 "Отсутствие сообщения площадки о поступлении госконтракта оправдало пропуск срока его подписания"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 26.03.2024 по делу № А 43-22859/2023 "Исполнитель госконтракта оспорил решение о включении данных в РНП"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Решение Арбитражного суда от 24.10.2023 по делу № А13-10885/2023 "Отпуск сотрудника и поломка ЭЦП не оправдывают пропуск срока подписания госконтракта"