О предоставлении индивидуальными предпринимателями своих паспортных данных в составе заявки на участие в закупке
Государство в лице своих органов и учреждений – крупнейший покупатель товаров, работ и услуг в стране, поэтому большинство предпринимателей стремится стать поставщиками государства. Однако не каждому из них удаётся добиться этого с первого раза. Очень часто камнем преткновения оказываются паспортные данные индивидуального предпринимателя, которые он обязан предоставить в своей заявке на участие в закупке.
Многие начинающие участники закупок полагают, что достаточно предоставить копии всех листов паспорта, содержащих какую-либо индивидуальную информацию и позволяющих идентифицировать личность.
К большому огорчению таких участников закупок, их заявки зачастую отклоняются в связи с непредставлением копий обложки, форзацев, первой и последней страниц паспорта. Попробуем разобраться, почему комиссии по осуществлению закупок принимают такие решения и можно ли их опротестовать.
Рассмотрим проблему на примере наиболее востребованного участниками контрактной системы способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронного аукциона.
Законом № 44-ФЗ установлено, что для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона (ч. 1 ст. 61). Если участником электронного аукциона является физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), то для получения аккредитации ему необходимо предоставить оператору электронной площадки копию документа, удостоверяющего его личность (п. 3 ч. 2 ст. 61). Такой документ включается оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников электронного аукциона (п. 5 ч. 2 ст. 62).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок проверяет, среди прочего, наличие документов и сведений, содержащихся в реестре аккредитованных участников электронного аукциона. Комиссия обязана признать заявку участника закупки несоответствующей требованиям документации о закупке, если будет установлено отсутствие таких документов и сведений, либо наличие в предоставленных документах недостоверных сведений об участнике электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828; далее – Положение о паспорте), основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Как следует из п. 2 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828; далее – Описание бланка паспорта), бланк паспорта состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц.
Копия документа определяется в п. 4 пункта 4 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477) как «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы». Сходное определение имеется и в п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», в соответствии с которым под копией документа понимается «экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа».
Таким образом, если индивидуальный предприниматель при получении аккредитации на электронной площадке предоставил оператору электронной площадки копию паспорта, в которой отсутствует первый форзац и первая страница, то такая копия не может рассматриваться как «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки».
Можно задаться вопросом – к чему такой формализм, если первая страница паспорта во всех паспортах граждан Российской Федерации одинаковая и не содержит индивидуальной информации о гражданине? Если мы обратимся к п. 6 Описания бланка паспорта, то узнаем, что на первой странице паспорта воспроизводится цветное изображение Государственного герба Российской Федерации, напечатаны в три строки слова «паспорт гражданина Российской Федерации», а под словами расположен типографский рисунок «розетка». Казалось бы, какое значение эта страница может иметь для целей установления возможности лица выступать в качестве участника электронного аукциона?
Ответ прост, и он заключается в следующем. В соответствии с п. 6 Положения о паспорте запрещено вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные названным Положением. Паспорт, в который внесены не предусмотренные сведения, отметки или записи, является недействительным. Следовательно, отсутствие в копии паспорта части его страниц не позволяет удостовериться в том, что такой паспорт не может быть по каким-либо основаниям признан недействительным.
Таким образом, если участник закупки не предоставил полную копию паспорта, он тем самым лишил аукционную комиссию возможности убедиться в его действительности.
К настоящему времени территориальными органами ФАС России накоплен весьма обширный опыт рассмотрения жалоб участников закупки на якобы необоснованное отклонение их заявок в связи с непредставлением копий обложки, форзацев, первой и последней страниц паспорта. В подавляющем большинстве случаев контрольные органы поддерживают решение аукционной комиссии (см. решения Удмуртского УФАС России от 18.08.2015 по делу № АШ 07-06/2015-263 З, от 09.07.2015 по делу № АБ 07-06/2015-208 З, от 23.06.2015 по делу № АБ 07-06/2015189 З, от 14.05.2015 по делу № АБ 07-06/2015-152 З; решения УФАС по Республике Коми от 30.06.2015 № 0402/5515, от 01.04.2015 № 04-02/2851, от 21.10.2014 № 04-02/9698; решение Мурманского УФАС России от 03.12.2014 по делу № 06-10/14-31; решения Ярославского УФАС России от 01.12.2014 № 18173/05-02 № 0502/333Ж-14 по делу от 15.09.2014 № 14021/05-03 по делу № 05-02/250Ж14, от 05.06.2014 № 10123/05-02 по делу № 05-02/164Ж-14 и т.д.).
Отметим, что подобный подход получил поддержку и в судебной практике, сложившейся ещё в период действия Закона № 94-ФЗ: см., например, постановление Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2013 по делу № А29-10511/2012.
Вместе с тем, существует и более «либеральный» подход к рассматриваемой проблеме. Так, в решениях Ульяновского УФАС России от 08.02.2012 по делу № 8237/03-2012, по делу №8238/03-2012 использовалась следующая логика.
Образец бланка паспорта содержит, в том числе, требования к страницам паспорта гражданина Российской Федерации и к их содержанию. Так, согласно п. 4 Положения о паспорте, в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. Точно также, п. 5 Положения о паспорте регламентировано, какие отметки производятся теми или иными органами государственной власти. Важно то, что все указанные сведения и отметки размещаются со 2-й по 19-ю страницы паспорта. Таким образом, если участником закупки предоставлена копия паспорта, содержащая страницы со 2-й по 19-ю, то она содержит полную информацию, предусмотренную п. 4, 5 Положения о паспорте и необходимую для идентификации лица, подавшего заявку на участие в закупке. Следовательно, аукционная комиссия не имеет оснований для признания заявки участника несоответствующей требованиям документации о закупке.
Следует отметить, что в новейшей судебной практике также появилось решение, в котором развивается более «либеральный» подход к рассматриваемой проблеме в сравнении с господствующим. Речь идёт о решении Арбитражного суда Калининградской области от 16 октября 2015 г. по делу № А21-6453/2015. Суд оставил без удовлетворения иск заказчика об отмене решения Калининградского УФАС России от 22.05.2015 № КС133/2015, в соответствии с которым комиссия необоснованно признала несоответствующей требованиям документации о закупке заявку индивидуального предпринимателя, предоставившего 18 страниц паспорта из 20-ти. Суд указал, что «требование о представлении копии паспорта и паспортных данных установлено Законом № 44-ФЗ в целях возможности идентификации личности. Представленная предпринимателем копия паспорта позволяет в бесспорном порядке подтвердить его личность, поскольку участником представлены копии всех листов пас порта, содержащих какую-либо информацию. Непредставление предпринимателем копий обложки, прикрепленных к ней форзацев, первой и двадцатой страницы паспорта не является существенным нарушением, повлекшим невозможность идентифицировать личность участника аукциона, и, по мнению суда, не могло являться основанием для признания его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона № 44-ФЗ». Не без доли иронии суд отметил также, что «ссылки заявителя на решения антимонопольных органов Ярославской области и Удмуртской Республики не принимаются во внимание, поскольку указанные акты не являлись предметом судебного разбирательства (доказательств иного заявителем в материалы дела не представлено)».
Как видим, существует определённая вероятность признания неправомерными действий аукционной комиссии, отклонившей заявку индивидуального предпринимателя в связи с предоставлением им неполной копии паспорта – однако в сравнении с массивом решений территориальных органов ФАС России, вынесенных не в пользу участника закупки, такая вероятность исчезающе мала. В связи с изложенным, рекомендуем индивидуальным предпринимателям обеспечить надлежащую полноту копии пас порта, предоставляемой ими при получении аккредитации на электронной площадке.
К большому огорчению таких участников закупок, их заявки зачастую отклоняются в связи с непредставлением копий обложки, форзацев, первой и последней страниц паспорта. Попробуем разобраться, почему комиссии по осуществлению закупок принимают такие решения и можно ли их опротестовать.
Рассмотрим проблему на примере наиболее востребованного участниками контрактной системы способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронного аукциона.
Законом № 44-ФЗ установлено, что для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона (ч. 1 ст. 61). Если участником электронного аукциона является физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), то для получения аккредитации ему необходимо предоставить оператору электронной площадки копию документа, удостоверяющего его личность (п. 3 ч. 2 ст. 61). Такой документ включается оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников электронного аукциона (п. 5 ч. 2 ст. 62).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок проверяет, среди прочего, наличие документов и сведений, содержащихся в реестре аккредитованных участников электронного аукциона. Комиссия обязана признать заявку участника закупки несоответствующей требованиям документации о закупке, если будет установлено отсутствие таких документов и сведений, либо наличие в предоставленных документах недостоверных сведений об участнике электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года № 828; далее – Положение о паспорте), основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Как следует из п. 2 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828; далее – Описание бланка паспорта), бланк паспорта состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц.
Копия документа определяется в п. 4 пункта 4 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477) как «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы». Сходное определение имеется и в п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», в соответствии с которым под копией документа понимается «экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа».
Таким образом, если индивидуальный предприниматель при получении аккредитации на электронной площадке предоставил оператору электронной площадки копию паспорта, в которой отсутствует первый форзац и первая страница, то такая копия не может рассматриваться как «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки».
Можно задаться вопросом – к чему такой формализм, если первая страница паспорта во всех паспортах граждан Российской Федерации одинаковая и не содержит индивидуальной информации о гражданине? Если мы обратимся к п. 6 Описания бланка паспорта, то узнаем, что на первой странице паспорта воспроизводится цветное изображение Государственного герба Российской Федерации, напечатаны в три строки слова «паспорт гражданина Российской Федерации», а под словами расположен типографский рисунок «розетка». Казалось бы, какое значение эта страница может иметь для целей установления возможности лица выступать в качестве участника электронного аукциона?
Ответ прост, и он заключается в следующем. В соответствии с п. 6 Положения о паспорте запрещено вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные названным Положением. Паспорт, в который внесены не предусмотренные сведения, отметки или записи, является недействительным. Следовательно, отсутствие в копии паспорта части его страниц не позволяет удостовериться в том, что такой паспорт не может быть по каким-либо основаниям признан недействительным.
Таким образом, если участник закупки не предоставил полную копию паспорта, он тем самым лишил аукционную комиссию возможности убедиться в его действительности.
К настоящему времени территориальными органами ФАС России накоплен весьма обширный опыт рассмотрения жалоб участников закупки на якобы необоснованное отклонение их заявок в связи с непредставлением копий обложки, форзацев, первой и последней страниц паспорта. В подавляющем большинстве случаев контрольные органы поддерживают решение аукционной комиссии (см. решения Удмуртского УФАС России от 18.08.2015 по делу № АШ 07-06/2015-263 З, от 09.07.2015 по делу № АБ 07-06/2015-208 З, от 23.06.2015 по делу № АБ 07-06/2015189 З, от 14.05.2015 по делу № АБ 07-06/2015-152 З; решения УФАС по Республике Коми от 30.06.2015 № 0402/5515, от 01.04.2015 № 04-02/2851, от 21.10.2014 № 04-02/9698; решение Мурманского УФАС России от 03.12.2014 по делу № 06-10/14-31; решения Ярославского УФАС России от 01.12.2014 № 18173/05-02 № 0502/333Ж-14 по делу от 15.09.2014 № 14021/05-03 по делу № 05-02/250Ж14, от 05.06.2014 № 10123/05-02 по делу № 05-02/164Ж-14 и т.д.).
Отметим, что подобный подход получил поддержку и в судебной практике, сложившейся ещё в период действия Закона № 94-ФЗ: см., например, постановление Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2013 по делу № А29-10511/2012.
Вместе с тем, существует и более «либеральный» подход к рассматриваемой проблеме. Так, в решениях Ульяновского УФАС России от 08.02.2012 по делу № 8237/03-2012, по делу №8238/03-2012 использовалась следующая логика.
Образец бланка паспорта содержит, в том числе, требования к страницам паспорта гражданина Российской Федерации и к их содержанию. Так, согласно п. 4 Положения о паспорте, в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. Точно также, п. 5 Положения о паспорте регламентировано, какие отметки производятся теми или иными органами государственной власти. Важно то, что все указанные сведения и отметки размещаются со 2-й по 19-ю страницы паспорта. Таким образом, если участником закупки предоставлена копия паспорта, содержащая страницы со 2-й по 19-ю, то она содержит полную информацию, предусмотренную п. 4, 5 Положения о паспорте и необходимую для идентификации лица, подавшего заявку на участие в закупке. Следовательно, аукционная комиссия не имеет оснований для признания заявки участника несоответствующей требованиям документации о закупке.
Следует отметить, что в новейшей судебной практике также появилось решение, в котором развивается более «либеральный» подход к рассматриваемой проблеме в сравнении с господствующим. Речь идёт о решении Арбитражного суда Калининградской области от 16 октября 2015 г. по делу № А21-6453/2015. Суд оставил без удовлетворения иск заказчика об отмене решения Калининградского УФАС России от 22.05.2015 № КС133/2015, в соответствии с которым комиссия необоснованно признала несоответствующей требованиям документации о закупке заявку индивидуального предпринимателя, предоставившего 18 страниц паспорта из 20-ти. Суд указал, что «требование о представлении копии паспорта и паспортных данных установлено Законом № 44-ФЗ в целях возможности идентификации личности. Представленная предпринимателем копия паспорта позволяет в бесспорном порядке подтвердить его личность, поскольку участником представлены копии всех листов пас порта, содержащих какую-либо информацию. Непредставление предпринимателем копий обложки, прикрепленных к ней форзацев, первой и двадцатой страницы паспорта не является существенным нарушением, повлекшим невозможность идентифицировать личность участника аукциона, и, по мнению суда, не могло являться основанием для признания его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона № 44-ФЗ». Не без доли иронии суд отметил также, что «ссылки заявителя на решения антимонопольных органов Ярославской области и Удмуртской Республики не принимаются во внимание, поскольку указанные акты не являлись предметом судебного разбирательства (доказательств иного заявителем в материалы дела не представлено)».
Как видим, существует определённая вероятность признания неправомерными действий аукционной комиссии, отклонившей заявку индивидуального предпринимателя в связи с предоставлением им неполной копии паспорта – однако в сравнении с массивом решений территориальных органов ФАС России, вынесенных не в пользу участника закупки, такая вероятность исчезающе мала. В связи с изложенным, рекомендуем индивидуальным предпринимателям обеспечить надлежащую полноту копии пас порта, предоставляемой ими при получении аккредитации на электронной площадке.
Последнее изменениеВоскресенье, 29 Ноябрь 2015 19:53
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 26.03.2024 по делу № А 43-22859/2023 "Исполнитель госконтракта оспорил решение о включении данных в РНП"
- Письмо Минфина России от 26.09.2024 № 24-06-06/92792 "Кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ"
- Решение Федеральной антимонопольной службы от 28.10.2024 по делу № 36549/24 "Отсутствие пустых страниц копии листов документа, удостоверяющего личность (паспорта) – правомерное основание для отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе"
- Решение Арбитражного суда от 13.08.2024 по делу № А32-22259/2024 "Заказчик не вправе отклонять заявку из-за различий в кодах ОКПД 2"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"