Авансирование договоров госкомпаний РФ с малым бизнесом в размере 30% может стать обязательным
Для госкомпаний могут ввести обязательное авансирование по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в размере 30% от начальной (максимальной) цены договора. Такое поручение по результатам совещания в правительстве РФ дано Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и «Корпорации МСП», сообщил источник, знакомый положениями поручения.
Соответствующее предложение, если оно является целесообразным, ведомства и корпорация должны направить в правительство РФ до 10 июля текущего года.
Кроме того, к 21 августа должны быть подготовлены и направлены в правительство предложения по использованию факторинга (переуступка прав требования) в закупках госкомпаний. Это поручение дано «Корпорации МСП», Минэкономразвития, РСПП и ТПП РФ.
В настоящее время, как ранее неоднократно отмечал Минфин, госкомпании никак не ограничены в использовании авансирования при заключении договоров и механизма факторинга. Для их применения в своей закупочной деятельности госкомпаниям достаточно прописать их в своих положениях о закупках.
Госкомпании, в свою очередь, мало используют эти механизмы в своей закупочной деятельности, ссылаясь, в частности, на отсутствие соответствующих положений в законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
В результате, весной прошлого года Минфину, в рамках введения антисанкионных мер, пришлось выпустить официальное письмо, в котором ведомство рекомендовало госкомпаниям авансировать свои закупки в размере не менее 50% от цены договора. «...рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств», - говорилось в письме.
Ранее участники рынка закупок отмечали, что механизм факторинга особенно актуален в рамках закупок госкомпаний. Это связано с длительными сроками оплаты по исполненным договорам. В настоящее время для госзаказчиков и госкомпаний, в общем случае, установлен срок оплаты по договорам и контрактам в 7 дней. Однако для тех же госкомпаний оставлена возможность устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты по исполненным договорам. По словам участников рынка закупок, в настоящее время часто срок оплаты госкомпаниями по исполненным договорам составляет 30 или 60 дней. В некоторых случаях может достигать 120 дней.
Использование факторинга для решения этой проблемы стало возможным с 2018 года, когда вступили в силу поправки к ГК РФ, которые на законодательном уровне определили понятие факторинга, требования к договорам факторинга и сняли для денежных обязательств ограничение на их передачу от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов.
Более того, в 2019 году «Корпорация МСП» подготовила и направила на рассмотрение Минэкономразвития проект правительственной директивы крупнейшим госкомпаниям об использовании механизма факторинга при закупках у субъектов МСП. В середине того же года директива была направлена крупнейшим госокмпаниям. Она предусматривала внесение в положения о закупках госкомпаний норм, позволяющих использовать механизм факторинга поставщиками из числа субъектов МСП.
В мае текущего года первый вице-премьер Андрей Белоусов отмечал, что проблема с расчетами госкомпаний по исполненным договорам сохраняется.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Письмо Минфина России от 11.03.2022 № 24-06-07/18060 "О подтверждении участником закупки соответствия дополнительному требованию о наличии опыта выполнения работ, оказания услуг договором субподряда"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"
- Письмо Минстроя России от 18.10.2024 № 61052-ОС/02 "О необходимости членства в СРО соответствующих видов в случае, если предметом договора подряда является одновременно выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации"