ФАС стремится обеспечить справедливое применение заказчиками норм закупочного законодательства
Об этом рассказала начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева в ходе Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Спикер отметила, что в число ключевых проблем функционирования системы закупок отдельными видами юридических лиц* входит вопрос закупок у единственного поставщика. Заказчики зачастую злоупотребляют правом самостоятельно определять порядок осуществления закупок и заключают контракт с единственным поставщиком даже на конкурентных рынках. При этом возможность обжалования таких договоров ограничена сроком их заключения – после этого момента жалоба не может быть рассмотрена.
Ольга Горбачева напомнила, что ограничения в части сроков обжалования не являются основанием для пренебрежения проконкурентными рамками Закона № 223-ФЗ. По мнению ФАС России, закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках недопустимы. Этот механизм направлен на возможность заключения лишь срочных контрактов на рынках с низким уровнем конкуренции.
Служба отмечает, что в случае злоупотребления возможностью закупки у единственного поставщика ФАС России может принять меры реагирования уже в части антимонопольного законодательства, в том числе путем наложения штрафов.
Кроме того, спикер отметила необходимость борьбы с субъективизмом со стороны заказчиков. В ФАС России поступает большое количество жалоб поставщиков о непрозрачности предъявляемых к ним требований и различных подходах к поставщикам одинаковых товаров или услуг. Ведомство отмечает, что все предъявляемые требования должны соотноситься с положением о закупке и справедливо применяться ко всем поставщикам. В текущих условиях особенно важно обеспечить равный доступ участников к закупкам – это поспособствует как повышению эффективности работы предпринимателей, так и экономии бюджетных средств и средств госкомпаний.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС от 12.09.2025 № ВК/86008/25 "О порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта на закупку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин"
- Письмо Минфина России от 15.10.2025 № 24-06-09/99937 "О применении заказчиком метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при неполучении информации о цене товаров"
- Вебинар от 30.09.2025 "Ограничение конкуренции через импортозамещение: как наличие одной позиции в спецификации может менять результаты?"
- Решение Арбитражного суда от 17.09.2024 № А40-292066/24-139-2061 "Объединение в госзакупке услуг из разных позиций доптребований ограничивает конкуренцию"
- Письмо Минфина России от 17.06.2025 № 02-12-12/58925 "О расчетах по госконтрактам, заключаемым ФГБУ, подлежащих казначейскому сопровождению"