Минфин готов в десять раз снизить порог для заключения офсетных контрактов с единственным поставщиком
Ради привлечения инвестиций в регионы Минфин планирует в десять раз (с 1 млрд до 100 млн руб.) снизить порог для заключения офсетных контрактов с единственным поставщиком (когда гарантируется выкуп продукции в обмен на инвестиции бизнеса в производство). Также регионы смогут заключать совместные офсетные контракты. Именно субъекты просили правительство сделать этот механизм доступнее — пока из-за высоких требований он работает только в Москве. Впрочем, Минфин для обеспечения конкуренции в госзаказе ряд ограничений для таких контрактов намерен сохранить.
Минфин разработал проект поправок к закону о госзакупках (ФЗ-44), предполагающий снижение порога по размеру инвестиций для заключения офсетных контрактов, сообщила начальник отдела в профильном департаменте Виктория Цыбульская. Речь идет о возможности для регионов заключать долгосрочные контракты с единственным поставщиком на поставку продукции в обмен на инвестиции в ее производство на своей территории. Сейчас минимальный объем инвестиций для заключения такого контракта — 1 млрд руб., срок его действия — до 10 лет. Минфин предлагает снизить порог по инвестициям сразу в десять раз — до 100 млн руб. При этом ведомство хочет ввести ограничения закупки у инвестора на уровне 30% от общего объема производства — ради сохранения конкуренции в госзаказе, поскольку речь идет о закупке у единственного поставщика.
Минфин предлагает дополнить ФЗ-44 рядом новых норм, которые смогут сделать офсетные контракты более привлекательными для заказчиков и поставщиков. В их числе — возможность проведения совместных офсетных закупок.Виктория Цыбульская отметила, что несколько регионов смогут договориться и заключить один офсетный контракт, в котором будет оговорено, кто в каких объемах обязуется выкупать продукцию такого поставщика. Также в контрактах можно будет предусмотреть, например, создание поставщиком тех или иных производственных мощностей в каждом из регионов.
Отметим, что ранее Минфин говорил о снижении порога до 400 млн руб.. На рынке указывали на недостаточность такого снижения, на более существенном сокращении настаивали и регионы, которые и инициировали разработку поправок. Тема обсуждалась в Совете федерации еще в 2019 году, развитие же она получила после поручения вице-премьера Марата Хуснуллина. В частности — в связи с потребностью в стимулировании частных инвестиций для восстановления экономики. В Минфине тогда выражали обеспокоенность из-за такого смягчения, поскольку долгосрочные инвестиционные обязательства снижают гибкость бюджетов. В пятницу в Минфине о причинах пересмотра проекта поправок не ответили, в аппарате Марата Хуснуллина от комментариев пока также воздержались.
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов пояснил, что город заключил уже пять офсетных контрактов — на производство товаров фармацевтики, медицинских изделий и в сфере питания. В рамках этих контрактов компании инвестируют в общей сложности 12,9 млрд руб., взамен город будет закупать производимую ими продукцию в общей сложности на 72,7 млрд руб.
Очевидно, что для контрактов такого масштаба снижение порога неактуально. Но мы знаем, что для многих компаний, тем более в регионах, нынешний порог недоступен, к нам уже обращался бизнес с предложениями о его снижении.
Владимир Ефимов добавил, что предложение Минфина выглядит разумно — поправки позволят масштабировать столичную практику офсетных контрактов. Это поможет запустить важные для регионов инвестиционные проекты.
Глава "Опоры России" Александр Калинин инициативу также поддерживает: Ранее "Опора России" направляла письма в правительство о том, что нужно существенно снизить пороги для офсетных контрактов. Это позволит запускать инвестпроекты среднему и малому бизнесу. Доступность механизма простимулирует компании брать кредиты, инвестировать в реальное производство. Александр Калинин отмечает, что регионы заинтересованы в офсетных контрактах, поскольку цена на продукцию снижается, в итоге заказчики могут экономить на долгосрочных закупках. В ФАС также сообщили о поддержке поправок и добавили, что в целях недопущения негативного влияния на конкурентную среду законопроектом предусмотрено ограничение доли произведенной компанией продукции, которую можно поставить в рамках офсетного контракта (не более 30% от общего объема производства).
Ведомство изначально разработало законопроект, снижающий требование к размеру инвестиций инвестора по офсетному контракту до 100 млн руб. При этом в рамках межведомственного согласования поступили предложения ФАС, поддержанные Минпромторгом и Минэкономики об установлении планки в 400 млн руб. После дополнительной проработки с регионами Центрального федерального округа выяснилось, что у регионов в проработке имеются потенциальные инвестпроекты с размером инвестиций 100-200 млн руб., в связи с чем размер в 400 млн руб. действительно завышен.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минпромторг РФ от 06.06.2025 № 64634/12 "О применении норм постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875"
- Решение Арбитражного суда от 23.12.2024 № А76- 28264/2024 "Несколько закупок у единственного поставщика не всегда являются дроблением одной сделки"
- Решение Арбитражного суда от 24.10.2024 № А79-5405/2024 "Нарушение Закона № 44-ФЗ само по себе не говорит о недобросовестности исполнителя"
- Письмо Минфина России от 20.12.2022 № 24-06-06/125061 "О казначейском сопровождении расчетов по контрактам, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также по контрактам (договорам), заключаемым в целях их исполнения"
- Письмо Минфина России от 31.05.2023 № 24-06-09/49884 "О включении в реестр контрактов данных о контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенном по решению органа субъекта РФ, и направлении проекта контракта в орган"