Нарушение заказчиками нацрежима при госзакупках носят системный характер - ФАС России
Нарушение заказчиками нацрежима при госзакупках носят системный характер, заявила и.о. руководителя управления ФАС России по контролю размещения госзаказа и государственного оборонного заказа Ольга Горбачева в ходе конференции "Неделя госзаказа в Карелии".
"Провели пока небольшое число внеплановых проверок (закупок товаров, на которые распространяется запрет на закупку иностранной промпродукции при наличии российских аналогов - ИФ) и установили, что эти нарушения имеют системный характер", - сказала она.
Речь идет о положениях правительственного постановления №616, которое устанавливает запрет на закупку отдельных видов импортной промышленной продукции при наличии российских (или из стран ЕАЭС) аналогов.
По словам Горбачевой, проблема заключается в том, что госзаказчики обращаются в Минпромторг за разрешением на закупку "запрещенной" импортной техники с определенными техническими и качественными характеристиками, получают такое разрешение (если Минпромторг не находит российского аналога - ИФ), однако при проведении соответствующих закупок часто изменяют характеристики требуемого им товара.
"В том числе под предлогом желания увеличить конкуренцию при закупке, - подчеркнула она. - А это уже нарушение условий разрешения - Минпромторг выдает разрешение только на те базовые характеристики, которые были указаны заказчиком при заполнении соответствующей формы".
По ее словам, для решения этой проблемы ФАС России совместно с Минпромторгом подготовили соответствующее разъяснение, которое должно быть направлено в территориальные органы ФАС.
"Соответственно они будут руководствоваться этим разъяснением при рассмотрении жалоб на неправомерную закупку иностранных товаров", - отметила Горбачева.
В самом разъяснении отмечается, что госзаказчики должны указывать в документации по закупке иностранной промпродукции, на приобретение которой получено разрешение Минпромторга, только те характеристики, которые были указаны в обращении на получение такого разрешения.
Ранее Минпромторг отмечал, что за два года действия постановления №616 в Минпромторг поступило (на 8 июня 2022 года) 22 тыс. заявок на закупку "запрещенной" импортной продукции на 483 млрд рублей. Из них 10% еще находятся на рассмотрении, а 4% "реализованы" - заказчики закупили необходимую импортную продукцию на 16 млрд рублей.
Для 18% заявок (предусматривали закупки иностранных товаров на 86 млрд рублей) были выявлены российские аналоги импортной продукции, и министерство наложило запрет на закупку импортной техники. Для 37% заявок (180 млрд рублей) таких аналогов Минпромторг не нашел, и теперь заказчики могут приобрести необходимую импортную продукцию. Еще 31% заявок был отклонен по формальным причинам.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.02.2025 № 24-01-09/13029 "О применении преимуществ и ограничений в рамках национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72324 "О применении изменений, внесенных в Приложения № 1 и № 2 к Постановлению Правительства от 23.12.2024 № 1875, не направленных на включение новых позиций"
- Письмо Минфина России от 29.08.2025 № 24-06-09/84573 "О применении отдельных положений порядка предоставления национального режима согласно Постановлению Правительства РФ от 10.06.2025 № 879 при осуществлении госзакупок"
- Письмо Минфина России от 10.03.2025 № 24-06-09/23056 "Об определении и обосновании НМЦК в рамках мер по предоставлению национального режима при закупках"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72099 "О применении ограничений и преимуществ в рамках национального режима при закупке лекарственных препаратов и описании товара - объекта закупки, производство которого в РФ отсутствует"