Обзоры практики ФАС за декабрь 2022: неверный порядок оценки заявок и другие сложности в госзакупках
Неправильно установили порядок оценки заявок
В одном примере заказчик сократил период учета опыта и установил требование к минимальной цене подтверждающего договора.
Контролеры нашли нарушение, поскольку в положении об оценке заявок:
-срок подписания последнего акта — не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок;
-нет возможности установить требование к минимальной цене договора. Отметим, в практике есть и иное мнение.
В другом случае от участников требовали не только подтвердить опыт документами, но и заполнить справку по форме с детализацией данных о нем. В ней указывали даты начала и окончания выполнения работ по договору, наименование заказчика и др. Если бы участник не представил справку или ошибся в данных, то заявке не начислили бы баллы.
Контролеры отметили:
-в Законе № 44-ФЗ нет требования представить в заявке сведения об опыте в виде справки;
-отсутствие такой справки или ее несоответствие не означает, что участник не имеет опыта.
Ограничили территорию действия лицензии на услуги связи
Участник закупки на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи пожаловался, что в извещении незаконно установили требование о наличии лицензии с указанием конкретной территории ее действия.
Заказчик пояснил, что сделал это, поскольку основное место его деятельности — г. Москва и Московская область. Контролеры нашли нарушение:
-по условиям закупки услуги должны оказывать в том числе и в других регионах РФ;
-по законодательству оператор связи обязан обеспечить возможность оказания услуг на территории РФ без ограничений по регионам.
Отметим, Московское УФАС не нашло нарушений в том, что заказчик установил требование так: "лицензия должна позволять оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи на территории г. Москвы, Московской области и других субъектов РФ".
Установили противоречивые сроки начала исполнения контракта
Окончание срока подачи заявок выпало на 30 декабря. По условиям извещения начало срока исполнения контракта — 1 января. В его проекте начало срока — со дня заключения контракта.
Контролеры нашли нарушение в противоречии информации. Они также отметили:
-указание конкретной даты начала срока исполнения контракта может привести к его заключению после наступления такой даты. Это может повлечь несвоевременное исполнение обязательств;
-менее рискованно, если начало срока исполнения обязательств по контракту определили с даты его заключения.
Хотели взыскать упущенную выгоду с контролеров
Сведения об исполнителе контракта включили в РНП. Суд отменил это решение спустя 9 месяцев нахождения в реестре. Поскольку в данный период исполнитель не мог участвовать в госзакупках, он обратился в суд, чтобы взыскать с контролеров упущенную выгоду в виде разницы между потенциальными доходами и расходами от его участия в закупках. Суды ему отказали:
-включение данных в РНП среди прочего не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества и чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества. Этот факт также не мешает ведению обычной хоздеятельности;
-то, что в период нахождения сведений в реестре можно было заключить такое число контрактов, которое равно или сопоставимо с количеством за более ранний период деятельности исполнителя, не доказали.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 23.05.2024 по делу № А50-1364/2024 "Отсутствие сообщения площадки о поступлении госконтракта оправдало пропуск срока его подписания"
- Вебинар от 14.11.2024 "Контракты по 44 ФЗ договоры по 223 ФЗ что существенно для заказчика"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 26.03.2024 по делу № А 43-22859/2023 "Исполнитель госконтракта оспорил решение о включении данных в РНП"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"