Размер пени в контракте не должен превышать максимальной величины по Закону № 44-ФЗ
Заказчик в проекте контракта установил размер пеней выше их величины по Закону № 44-ФЗ. Контролеры признали это нарушением.
Первая и апелляционная инстанции поддержали заказчика. В обоснование позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвердили до изменения ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года в норме был нижний предел ответственности в виде пеней.
В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличить размер неустойки решила, что пени выше, чем по Закону N 44-ФЗ, допустимы. Изменение ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ на такую возможность не влияет.
Кассация заняла другую позицию:
- на момент закупки размер пени зафиксировали. Увеличивать его в одностороннем порядке нельзя;
- поскольку закупку проводили по Закону № 44-ФЗ, его нормы в приоритете. Применять нужно их, поскольку они специальные по отношению к положениям ГК РФ.
ВС РФ в определении от 25.01.2022 № 302-ЭС21-22811 не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 17.07.2025 "Торги на повышение - 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 28.02.2025 № 02-06-09/19764 "О бухучете бюджетным учреждением операций по исполнению требований по уплате неустойки (штрафа, пеней) за счет средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта"
- Решение Арбитражного суда от 22.10.2024 № А55-24638/2024 "Подрядчик выполнил работы без контракта – суд взыскал оплату с госзаказчика"
- Письмо Минфина России от 02.04.2025 N 02-05-08/32441 "О зачислении в бюджет бюджетной системы РФ суммы неустойки, уплаченной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту"
- Письмо Минфина России от 09.04.2025 № 02-11-14/35373 "О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО"