В расчет неустойки не включается период после даты утраты интереса заказчика к контракту
Такой вывод следует из Определения Верховного Суда РФ от 09.12.2014 по делу N 305-ЭС14-3435, А40-116560/2012.
Стороны заключили государственные контракты по строительству и передаче квартир заказчику. Подрядчик нарушил сроки их передачи. Заказчик обратился в суд с требованием взыскать неустойку и расторгнуть контракты.
Верховный Суд РФ отметил, что в рассматриваемой ситуации взыскание неустойки в размере, заявленном заказчиком, является злоупотреблением правом.
Так, в материалах дела имеется претензия заказчика, из которой следует, что после нарушения сроков передачи квартир он был не намерен их принимать и предлагал подрядчику расторгнуть контракты в связи с существенным нарушением последним их условий.
Суд сделал вывод, что заказчик утратил интерес к основному обязательству по принятию квартир. Вместе с тем в иске содержится требование взыскать неустойку, заявленную именно как способ обеспечения обязательств по заключенным контрактам.
С целью учета баланса прав сторон суд, применив положения ст. 10 ГК РФ, признал заказчика злоупотребившим правом, не принял его доводы о взыскании неустойки в заявленном размере и самостоятельно рассчитал ее размер.
Рассматриваемое Определение принято в том числе на основании норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Считаем правомерным применение указанных выводов к контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае, когда для расчета пени необходимо установить количество дней просрочки по контракту.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 05.04.2024 по делу № А32-25748/2023 "По соглашению сторон расторгли госконтракт, оснований для неустойки нет"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"
- Письмо Минфина России от 29.03.2024 № 02-07-11/28704 "О перечислении в бюджет штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, поступающих на лицевые счета бюджетных учреждений от участников электронных торгов, и их отражении в бухучете"