Как устанавливаются максимальная и минимальная розничная и закупочная цены на алкогольную продукцию?
- Автор Консультант Плюс
Как устанавливаются максимальная и минимальная розничная и закупочная цены на алкогольную продукцию?
Ответ: закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных Минфином России (п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее - Закон № 171-ФЗ), п. 1 Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 12).
Следует отметить, что соответствующие минимальные цены устанавливаются в отдельности на каждый вид алкогольной продукции. В то же время п. 85 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) определен перечень товаров (далее - перечень), в отношении которых разрешается внутригосударственное регулирование цен. К таким товарам, в частности, относятся водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, в связи с чем вопросы установления в том числе минимальных цен в отношении определенных видов алкогольной продукции регулируются национальным законодательством.
Вместе с тем к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится регулирование цен на этиловый спирт (за исключением биоэтанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (ст. 5 Закона № 171-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление № 239) определены виды товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены, применяемые всеми предприятиями и организациями в целях недопущения неконтролируемого и необоснованного роста тарифов естественных монополий, а также отдельных групп товаров, имеющих стратегическое значение. К указанным товарам относятся в том числе вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации.
Таким образом, Постановление № 239 ограничивает возможность установления минимальных цен на иную алкогольную продукцию, в том числе на винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта (см. Письмо Минфина России от 07.05.2019 № 03-14-15/33112).
Вместе с тем положения указанного Постановления № 239, по нашему мнению, позволяют сделать вывод о том, что минимальные цены подлежат установлению применительно к такому виду продукции, как игристое вино (шампанское).
Так, закупочная минимальная цена за 0,75 литра готовой продукции (шампанского) у производителя составляет 118 руб., у иного лица - 137 руб. При этом минимальная цена реализации шампанского - 169 руб. за 0,75 литра готовой продукции (п. 1 Приказа Минфина России от 07.10.2020 № 232н (далее - Приказ № 232н)).
Минимальная закупочная и розничная цены игристого вина (шампанского), разлитого в потребительскую тару иной емкости, рассчитываются пропорционально ценам, указанным в пп. "а" - "в" п. 1 Приказа № 232н (п. 2 Приказа № 232н).
По нашему мнению, ввиду того, что в данной редакции Постановление № 239 действует с 07.02.2015, изменения в части указания вина игристого (шампанского) внесены на основании Постановления Правительства РФ от 28.01.2015 № 63 (то есть уже после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе), указанное свидетельствует о возможности установления в национальном законодательстве норм о минимальных ценах на вино игристое (шампанское).
Минимальная закупочная цена (за исключением импорта) на ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% - от 166 до 371 руб. (в зависимости от вида продукции) за 0,5 литра готовой продукции у изготовителя, у иного лица - от 174 до 391 руб. При этом минимальная цена реализации - от 205 до 480 руб. за 0,5 литра готовой продукции (п. 1 Приказа Минфина России от 07.10.2020 № 235н (далее - Приказ № 235н), Приложение к Приказу № 235н).
Минимальные закупочная и розничная цены алкогольной продукции крепостью свыше 28%, разлитой в потребительскую тару иной чем 0,5 литра емкостью, рассчитываются пропорционально ценам, установленным пп. "а" - "е" п. 1 указанного Приказа, за исключением водки, разлитой в потребительскую тару объемом свыше 0,375 до 0,5 литра, цена которой равна цене водки, разлитой в потребительскую тару емкостью 0,5 литра (п. 2 Приказа № 235н).
Применительно к таким видам алкогольной продукции, как пиво и пивные напитки, следует отметить, что ввиду сформулированной и высказанной позиции относительно того, что пиво и пивные напитки в вышеуказанном Перечне не поименованы, минимальные цены на такую продукцию не могут быть установлены (см. Письмо Минфина России от 03.03.2020 № 03-14-15/15470).
Следует также отметить, что занижение минимальных цен на алкогольную продукцию влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (Информационное сообщение Росалкогольрегулирования). Таким образом, законодательно урегулирован вопрос относительно обязанности соблюдения требований применительно к минимальным розничным и закупочным ценам на алкогольную продукцию, а также установлена административная ответственность за несоблюдение указанных минимальных цен.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ, отнесено к компетенции Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ). Кроме того, поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 171-ФЗ, являются основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 2 п. 3.2 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).
Максимальная цена на алкогольную продукцию законодательно не установлена.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 26.06.2024 "Типичные ошибки при определении и обосновании НМЦД по 223-ФЗ"
- Может ли начальная сумма цен единиц быть больше максимальной цены контракта?
- Письмо Минфина России от 22.12.2022 № 24-06-07/125938 "Об определении НМЦК при закупке охранных услуг"
- Письмо Минфина России от 05.04.2024 г. № 24-06-06/31205 "Об осуществлении закупок на оказание услуг по бронированию билетов по цене за единицу услуги, с учетом пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации"
- Письмо Минфина России от 13.02.2024 № 24-06-06/12231 "Об определении предельных цен отдельных видов товаров, работ, услуг при закупках государственными органами субъектов РФ"
Последнее от Консультант Плюс
- Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
- Решение Арбитражного суда от 20.05.2024 по делу № А11-7985/2023 "Отсутствие ущерба и неопытность победителя оправдали при уклонении от заключения контракта"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Письмо Минфина России от 04.07.2024 № 02-07-08/62730 "О подписании Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) без создания заказчиком приемочной комиссии и при участии представителя поставщика (исполнителя)"
- Решение Арбитражного суда от 06.05.2024 по делу № А38-4715/2023 "Нельзя включать сведения в РНП с опозданием в 2 года"