Может ли государственный или муниципальный заказчик заключить опционный договор?
- Автор Ольга Беляева
В связи с тем, что Закон № 44-ФЗ не позволяет установить достойные критерии отбора подрядчиков (для строительства и проектирования), в аукционах и конкурсах побеждают участники, предложившие наименьшую стоимость и, как правило, менее квалифицированные (профессионалы не работают за копейки), что влечет серьезные проблемы при реализации контрактов.
Вправе ли муниципальный заказчик заключить опционный договор (на право заключить один/несколько договоров подряда или поставки) без проведения конкурентных способов закупки (ведь поставки товара, оказания услуги или выполнения работы нет)? Возможно ли в рамках Закона № 44-ФЗ объявить закупку опционного соглашения (право заключить несколько договоров подряда для нужд муниципального заказчика (строительство или проектирование) и, если возможно, то каким способом (аукцион – для строительства, конкурс – для проектирования или что-то другое?). Как определить НМЦ контракта (опционного договора), а также условия отбора участников (установить жесткий отбор, но не ограничивать конкуренцию)? Если заключение опционного договора является нарушением Закона № 44-ФЗ, то как соотносятся положения ГК РФ (общие положения о договоре) и Закона № 44-ФЗ (принципы и цели контрактной системы)?
Ответ: На все вопросы ответ отрицательный, потому что Ваши идеи насчет опционного договора – это прямой обход требований Закона № 44-ФЗ. Чтобы Вас в этом убедить, сошлюсь на ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, предусматривающую штраф для должностного лица заказчика в размере 30 тыс. руб. Опционный договор превратит поставщика в «единственного», в то время как случаи прямых закупок исчерпывающим образом определены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Положения ГК РФ и Закона № 44-ФЗ, соотносятся таким образом, что специальный закон вытесняет закон общий, то есть положения Закона № 44-ФЗ являются приоритетными.
Ответ: На все вопросы ответ отрицательный, потому что Ваши идеи насчет опционного договора – это прямой обход требований Закона № 44-ФЗ. Чтобы Вас в этом убедить, сошлюсь на ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, предусматривающую штраф для должностного лица заказчика в размере 30 тыс. руб. Опционный договор превратит поставщика в «единственного», в то время как случаи прямых закупок исчерпывающим образом определены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Положения ГК РФ и Закона № 44-ФЗ, соотносятся таким образом, что специальный закон вытесняет закон общий, то есть положения Закона № 44-ФЗ являются приоритетными.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.11.2024 "44-ФЗ и 223-ФЗ - основные нюансы участия"
- Письмо Минстрой РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09 "Об уплате НДС, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения"
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"
Последнее от Ольга Беляева
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, то, заключая контракт с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, нужно ли согласовывать это с антимонопольным органом?
- При признании электронного запроса котировок несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с контрольным органом?
- Может ли форс-мажором считаться признание страны недружественной?
- Будут ли последствия у заказчика, если договор будет расторгнут по соглашению сторон, без применения штрафных санкций к поставщику?
- Необходимо ли направлять поставщика в РНП при его отказе от заключения договора? Причина – повышение цен, в связи с введением санкций.