Может ли заказчик по 223-ФЗ осуществлять все закупки только у единственного поставщика?
- Автор Институт госзакупок
В положении о закупке установлено, что заказчик вправе осуществлять все закупки неконкурентным способом (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), и указаны ограничения по цене таких закупок. При этом положение о закупке содержит также конкурентные способы закупки, однако заказчиком они не используются. Может ли заказчик осуществлять все закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя?
Ответ: Так как формально действующая редакция Закона № 223-ФЗ прямо не определяет круг допустимых способов закупок товаров, работ, услуг, то включение в положение о закупке такого способа закупки, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), и условий его применения соответствует закону. Вместе с тем необходимо помнить, что в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установлены принципы закупки товаров, работ и услуг, в том числе такие, как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Применение любого из предусмотренных положением о закупке способов закупки должно быть реализовано с учетом названных принципов. Из анализа судебной практики следует, что использование такого способа закупки, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), возможно только в той мере, в которой применение конкурентных способов закупки является невозможным либо экономически нецелесообразным.
При этом суды считают, что необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа лиц, претендующих на заключение договора, к участию в закупке.
Действия заказчика, осуществляющего все закупки товаров, работ, услуг исключительно способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), могут быть признаны нарушающими требования ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, а также принципы, установленные ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС России от 06.11.2025 № СП/104709/25 "О начальной (максимальной) цене контракта заключаемого с единственным поставщиком"
- Письмо ФАС от 12.09.2025 № ВК/86008/25 "О порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта на закупку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин"
- Письмо Минфина России от 15.10.2025 № 24-06-09/99937 "О применении заказчиком метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при неполучении информации о цене товаров"
- Письмо Минфина России от 17.06.2025 № 02-12-12/58925 "О расчетах по госконтрактам, заключаемым ФГБУ, подлежащих казначейскому сопровождению"
- Вебинар от 08.08.2025 "Анализ рынка при определении НМЦ по Закону № 223-ФЗ: на что обратить внимание"
Последнее от Институт госзакупок
- Вестник Института госзакупок. Выпуск № 12 (136) декабрь 2025
- Вестник Института госзакупок. Выпуск № 11 (135) ноябрь 2025
- Вестник Института госзакупок. Выпуск № 10 (134) октябрь 2025
- Вестник Института госзакупок. Выпуск № 09 (133) сентябрь 2025
- Вестник Института госзакупок. Выпуск № 08 (132) август 2025