Письмо Минфина России от 04.03.2020 № 24-02-08/16353 "О закупках при осуществлении капитальных вложений в инфраструктуру и возмещении затрат на такие капитальные вложения за счет субсидий"
Минфин России, рассмотрев обращение от 04.02.2020 (далее - Обращение) по вопросам применения положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок в случае получения бюджетных ассигнований в виде субсидий, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Минфин России считает возможным по изложенным в Обращении вопросам сообщить следующее.
1. По вопросу осуществления закупок в случае получения субсидии в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Минфин России сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8.1 статьи 78 БК РФ в федеральном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры.
При этом согласно подпункту 6 пункта 8.3 статьи 78 БК РФ одним из обязательных условий, устанавливаемых при предоставлении предусмотренных частью 8.1 статьи 78 БК РФ субсидий, являются соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры за счет полученных средств (за исключением указанных в пункте 2 части 8.1 статьи 78 БК РФ) положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, статья 78 БК РФ содержит исключения соблюдения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при предоставлении субсидий на возмещение затрат.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупочной деятельности заказчика, содержащие требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, заказчик осуществляет закупки в соответствии с положением о закупке, содержащим в том числе порядок осуществления закупок и условия их применения с учетом требований Закона № 223-ФЗ.
2. По вопросу осуществления закупок в случае получения субсидии в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 8.1 статьи 78 БК РФ, Минфин России сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8.1 статьи 78 БК РФ в федеральном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядками и критериями к таким инвестиционным проектам (далее в настоящей статье соответственно - объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты).
При этом согласно подпункту 6 пункта 8.3 статьи 78 БК РФ обязательным условием, устанавливаемым при предоставлении таких субсидий, является в том числе соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры за счет полученных средств положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры за счет средств субсидии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 8.1 статьи 78 БК РФ, подлежат применению положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).
Положениями части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно в случае закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон № 147-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определен перечень товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Минфин России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в связи с чем по вопросу отнесения услуг технологического присоединения к сетям электроснабжения к сфере деятельности субъектов естественных монополий заявитель вправе обратиться в ФАС России.
На основании изложенного Минфин России сообщает, что заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
При этом в случае отсутствия оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик, согласно части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, должен использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 04 Март 2020
- Номер документа: 24-02-08/16353
- Название документа: О закупках при осуществлении капитальных вложений в инфраструктуру и возмещении затрат на такие капитальные вложения за счет субсидий
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 05.07.2024 № 02-08-12/63464 "Об использовании АНО субсидии, предоставленной из бюджета субъекта РФ; о применении АНО законодательства о закупках отдельными видами юрлиц и о контрактной системе в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57478 "Об осуществлении закупок автономной некоммерческой организацией"
- Письмо Минфина России от 04.06.2024 № 02-17-07/51762 "О санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта РФ по авансу в рамках госконтракта, софинансируемого за счет субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта"
- Письмо Минфина России от 22.02.2024 № 02-12-12/15834 "О закупках ФГУП в соответствии с законодательством о закупках отдельными видами юрлиц с возмещением расходов за счет средств субсидии, подлежащих казначейскому сопровождению"
- Письмо Минфина России от 21.12.2023 № 02-02-05/124353 "О применении КОСГУ в отношении расходов по предоставлению субсидий бюджетным, автономным учреждениям на иные цели"