Имеет ли право Заказчик не требовать с Поставщика уплаты неустойки при незначительной просрочке сроков поставки?
- Автор Консультант Плюс
В рамках исполнения государственного контракта на поставку канцелярских принадлежностей обществом была допущена просрочка поставки товара на три дня. Посчитав, что такая просрочка незначительна и предъявление требований о взыскании неустойки является правом государственного заказчика, он не предъявил обществу требование об уплате неустойки, предусмотренной государственным контрактом. Правомерно ли поступил государственный заказчик?
Ответ: Государственный заказчик поступил неправомерно, так как предъявление требования об уплате штрафных санкций при нарушении государственного контракта является обязанностью заказчика.
Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В отличие от ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в которой требование поставщика уплаты неустойки за нарушение государственного контракта заказчиком сформулировано как право ("поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек"), ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сформулирована императивно.
Таким образом, предъявление требований об уплате неустоек является обязанностью заказчика и не зависит от его усмотрения.
Данный вывод подтверждается позицией Минфина России, сформулированной в Письме от 24.12.2014 N 02-02-07/6686, в соответствии с которой независимо от формы вины должника по обязательству, а также последствий ненадлежащего исполнения требование об уплате неустойки должно быть предъявлено заказчиком.
Н.В.Богушева
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Санкт-Петербурге
13.03.2015
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 29.09.2025 "Строительные закупки и НДС 22%. Как работать дальше?"
- Письмо Минфина России от 04.08.2025 № 24-06-09/75289 "О сроке начала применения изменений в позиции НПА, регламентирующего предоставление национального режима при закупках"
- Вебинар от 19.09.2025 "Контроль в сфере закупок, устранение нарушений, исполнение предписаний (Закон № 223-ФЗ)"
- Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72324 "О применении изменений, внесенных в Приложения № 1 и № 2 к Постановлению Правительства от 23.12.2024 № 1875, не направленных на включение новых позиций"
- Письмо Минпромторга России от 13.08.2025 № 90010/12 "О действии реестровых записей, включенных в реестр российской промышленной продукции"
Последнее от Консультант Плюс
- Решение Арбитражного суда от 19.11.2024 № А40-187289/24-84-1369 "Участник снизившего в письме о подаче оферты начальную (максимальную) цену закупки не в пределах шага аукциона, нарушает положение ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ"
- Решение Арбитражного суда от 28.02.2025 № А40-257201/24-147-1812 "Санкции не считаются уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам"
- Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на 29.09.2025)
- Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на 23.09.2025)
- Решение Арбитражного суда от 09.09.2025 № А32-50425/2024 "Кассация сочла лишним доптребования по строительному контракту"