Каков порядок проведения закупок в области военно-технического сотрудничества, которые упомянуты в качестве изъятия из сферы действия закона № 223-ФЗ?
- Автор Ольга Беляева
Каков порядок проведения закупок в области военно-технического сотрудничества, которые упомянуты в качестве изъятия из сферы действия закона № 223-ФЗ? Как правильно толковать данную норму?
Может ли предприятие, которое состоит в специальном реестре организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (согласно указу президента РФ от 10.09.2005 г. № 1062), всю свою деятельность вывести из-под сферы действия закона № 223-ФЗ?
Ответ: Действительно, закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с закупкой в области военно-технического сотрудничества (п. 4 ч. 4 ст. 1 закона). Ключевые слова – это «отношения» и «область». В целях точного уяснения данной нормы следует обратиться к определению, данному в ст. 1 федерального закона от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Так, военно-техническое сотрудничество –это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
Следовательно, в законе № 223-ФЗ речь не идет о закупке собственно «продукции военного назначения», речь об отношениях в определенной области, в свою очередь, данная «область» включает в себя вывоз, ввоз, поставку, разработку и производство такой продукции. Таким образом, «закупки в области» покрывают сделки вспомогательного значения (скажем, приобретение товара, необходимого для изготовления продукции военного назначения). Такая закупка тоже выходит из сферы действия закона № 223-ФЗ, ведь она остается в «области» военно-технического сотрудничества, вне этой области подобная закупка предприятию вовсе не нужна. По поводу выведения всей деятельности предприятия, состоящего в специальном реестре, отвечу отрицательно. У такого предприятия все равно есть собственные нужды, не вся его действительность подчинена специальному регулированию. Выводы нужно делать не по деятельности, а применительно к конкретным сделкам, совершаемым данным предприятием.
Ответ: Действительно, закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с закупкой в области военно-технического сотрудничества (п. 4 ч. 4 ст. 1 закона). Ключевые слова – это «отношения» и «область». В целях точного уяснения данной нормы следует обратиться к определению, данному в ст. 1 федерального закона от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Так, военно-техническое сотрудничество –это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
Следовательно, в законе № 223-ФЗ речь не идет о закупке собственно «продукции военного назначения», речь об отношениях в определенной области, в свою очередь, данная «область» включает в себя вывоз, ввоз, поставку, разработку и производство такой продукции. Таким образом, «закупки в области» покрывают сделки вспомогательного значения (скажем, приобретение товара, необходимого для изготовления продукции военного назначения). Такая закупка тоже выходит из сферы действия закона № 223-ФЗ, ведь она остается в «области» военно-технического сотрудничества, вне этой области подобная закупка предприятию вовсе не нужна. По поводу выведения всей деятельности предприятия, состоящего в специальном реестре, отвечу отрицательно. У такого предприятия все равно есть собственные нужды, не вся его действительность подчинена специальному регулированию. Выводы нужно делать не по деятельности, а применительно к конкретным сделкам, совершаемым данным предприятием.
Ольга Беляева
доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Опубликовано: Аукционный вестник, 2014, № 173
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.11.2024 № 24-07-09/119665 "О формировании заказчиком плана закупки и его корректировке при закупках отдельными видами юрлиц"
- Вебинар от 29.01.2025 "Национальный режим в закупках по 223-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 "O применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 28.01.2025 № 24-07-09/7161 "О применении положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-07-09/8585 "О сроках размещения в 2025 году информации о годовом объеме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно 223-ФЗ"
Последнее от Ольга Беляева
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки, то, заключая контракт с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, нужно ли согласовывать это с антимонопольным органом?
- При признании электронного запроса котировок несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с контрольным органом?
- Может ли форс-мажором считаться признание страны недружественной?
- Будут ли последствия у заказчика, если договор будет расторгнут по соглашению сторон, без применения штрафных санкций к поставщику?
- Необходимо ли направлять поставщика в РНП при его отказе от заключения договора? Причина – повышение цен, в связи с введением санкций.