C единственным участником торгов заказчик не вправе действовать по своему субъективному усмотрению
Подобные ситуации недопустимы в документации, регулирующей закупки, включая положение о закупках.
Московское УФАС России выявило нарушения Закона о закупках. Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения договора о выполнении работ по уборке территории. К участию в конкурсе была допущена лишь одна соответствующая требованиям заявка и заказчик принял решение о признании торгов несостоявшимися. При этом в положении о закупке отсутствовало императивное условие о необходимости проведения повторной закупки, если она признана несостоявшейся.
Участник, подавший единственную заявку, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Московское УФАС выдало заказчику предписание завершить процедуру закупки.
Заказчик не согласился с решением службы и обратился в суд. Однако Арбитражный суд города Москвы, апелляционная и кассационная судебные инстанции, а также Верховный Суд Российской Федерации поддержали позицию Московского УФАС России и признали решение и предписание законными. Суды сослались на то, что конечным результатом даже несостоявшихся торгов при условии соответствия заявки единственного участника требованиям закупочной документации является заключение договора с этим участником.
Заказчик обратился в Конституционный Суд Российской Федерации. Он посчитал, что положения Гражданского кодекса РФ и Закона о закупках ограничивают свободу заключения договора, а также являются вмешательством субъекта контроля в предпринимательскую и экономическую деятельность.
Рассмотрев дело по существу, КС РФ пришел к выводу, что по своему правовому смыслу положения ГК РФ и Закон о закупках не обязывают заказчика (организатора торгов) к заключению договора с единственным участником торгов в случае признания их несостоявшимися. Однако возможны ситуации, когда в положении о закупке подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов). В таком случае признание торгов несостоявшимися не влечёт отказа от заключения договора с единственным участником торгов. При этом не должно существовать других объективных препятствий к заключению договора с этим участником.
КС РФ в своём решении подчеркнул – не должны создаваться условия для ограничения конкуренции, а также произвольного усмотрения. Это может порождать в том числе коррупционные риски. В положении о закупке должны отсутствовать предписания, создающие условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав. Таким образом, заказчику недопустимо действовать в отношениях с единственным участником закупки по своему произвольному, субъективному усмотрению.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 20.05.2025 "Способы отбора поставщиков и требования к участникам госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ"
- Письмо ФАС и ФНС России от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324/МШ/45087/25 "О совместной позиции ФАС России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица и сервиса оценки индивидуального предпринимателя при осуществлении закупок товаров, работ"
- Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.04.2025 № 25-3/4027 "Об определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок"
- Вебинар от 07.05.2025 "223 ФЗ в обзоре административной и судебной практики 2024 2025г"
- Вебинар от 17.04.2025 "Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по Закону 44-ФЗ"