C единственным участником торгов заказчик не вправе действовать по своему субъективному усмотрению
Подобные ситуации недопустимы в документации, регулирующей закупки, включая положение о закупках.
Московское УФАС России выявило нарушения Закона о закупках. Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения договора о выполнении работ по уборке территории. К участию в конкурсе была допущена лишь одна соответствующая требованиям заявка и заказчик принял решение о признании торгов несостоявшимися. При этом в положении о закупке отсутствовало императивное условие о необходимости проведения повторной закупки, если она признана несостоявшейся.
Участник, подавший единственную заявку, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Московское УФАС выдало заказчику предписание завершить процедуру закупки.
Заказчик не согласился с решением службы и обратился в суд. Однако Арбитражный суд города Москвы, апелляционная и кассационная судебные инстанции, а также Верховный Суд Российской Федерации поддержали позицию Московского УФАС России и признали решение и предписание законными. Суды сослались на то, что конечным результатом даже несостоявшихся торгов при условии соответствия заявки единственного участника требованиям закупочной документации является заключение договора с этим участником.
Заказчик обратился в Конституционный Суд Российской Федерации. Он посчитал, что положения Гражданского кодекса РФ и Закона о закупках ограничивают свободу заключения договора, а также являются вмешательством субъекта контроля в предпринимательскую и экономическую деятельность.
Рассмотрев дело по существу, КС РФ пришел к выводу, что по своему правовому смыслу положения ГК РФ и Закон о закупках не обязывают заказчика (организатора торгов) к заключению договора с единственным участником торгов в случае признания их несостоявшимися. Однако возможны ситуации, когда в положении о закупке подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов). В таком случае признание торгов несостоявшимися не влечёт отказа от заключения договора с единственным участником торгов. При этом не должно существовать других объективных препятствий к заключению договора с этим участником.
КС РФ в своём решении подчеркнул – не должны создаваться условия для ограничения конкуренции, а также произвольного усмотрения. Это может порождать в том числе коррупционные риски. В положении о закупке должны отсутствовать предписания, создающие условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав. Таким образом, заказчику недопустимо действовать в отношениях с единственным участником закупки по своему произвольному, субъективному усмотрению.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-10/15030 "О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 12.02.2025 № 24-06-09/12540 "О применении положения ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контракта с ед."
- Письмо Минфина России от 31.10.2024 № 24-06-06/106631 "О сроке заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания электронного запроса котировок несостоявшимся"
- Письмо Минфина России от 22.01.2025 № 24-06-09/4707 "О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если он является договором розничной купли-продажи"
- Письмо Минфина России от 19.11.2024 № 24-06-09/114526 "Об определении цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и ее обосновании"