Эксперты предложили пересмотреть подход к недобросовестным поставщикам
Эксперты Аналитического центра при правительстве (АЦ) усомнились в целесообразности реестра недобросовестных поставщиков как дисциплинирующего механизма в госзакупках. Попадание в реестр и, соответственно, отстранение от рынка госзаказа, по их мнению, часто неоправданно, тогда как реальные нарушители продолжают получать контракты. Альтернативу эксперты видят в развитии рейтинга деловой репутации с погружением в него факторов не только положительного, но и негативного поведения контрагентов. Заказчики и поставщики в оценке инициативы ожидаемо разошлись.
Эксперты предложили пересмотреть механизм включения исполнителей госконтрактов в рейтинг недобросовестных поставщиков (РНП), отказавшись от карательного подхода в пользу дисциплинирующего. Мониторинг закупок показал, что требование об отсутствии поставщика в РНП содержится в 100% извещений по закупкам государства (ФЗ-44) и в 99% — госкомпаний (ФЗ-223).
Так, в 2019 году в реестр попала Первая областная энергетическая компания: в 2018 году компания без претензий исполнила контракты на 62,5 млн руб., но из-за уклонения от заключения контракта на 0,2 млн руб. попала в РНП (0,4% от суммы контрактов). Причины уклонения от заключения контракта могут быть вполне оправданны, указывают эксперты: например, некорректное описание закупки заказчиком на этапе извещения. Компании же, которые не отказываются от исполнения контракта, но выполняют его недобросовестно, в РНП не включены: в отдельных случаях такие поставщики могут иметь до 90% контрактов с претензиями.
Напомним, рейтинг уже применяется отдельными госкомпаниями, ввести практику в ФЗ-44 в этом году предложила ФАС. Ранее в службе поясняли, что механизм должен стать критерием положительного опыта поставщиков в противовес РНП. Эксперты же предлагают учитывать в рейтинге и негативное поведение, его факторами могут быть неустойки и штрафы, уклонение от заключения контракта и рекламация по качеству.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 29.05.2025 № А40-53671/25-84-297 "Включили в РНП так как банк не выдал банковскую гарантию"
- Решение Арбитражного суда от 06.02.2025 № А56-124300/2024 "Блокировка счетов не повод включать в реестр недобросовестных поставщиков"
- Решение Арбитражного суда от 10.09.2024 № А71- 11989/2024 "Отпуск сотрудников не оправдывает пропуск срока подписания госконтракта"
- Решение Арбитражного суда от 21.11.2024 № А11-15266/2023 "Поставщик не смог исполнить госконтракт из-за санкций, суд нашел в этом недобросовестность "
- Решение Арбитражного суда от 06.05.2024 № А38-4715/2023 "Антимонопольный орган не вправе включать сведения в РНП спустя 2 года"