Недопущение к участию в закупках недобросовестных участников и фирм-"однодневок"
Регуляторы не поддержали рекомендацию Совета Федерации по созданию системы формирования перечня работающих в сфере госзакупок благонадежных поставщиков, не являющихся "техническими" компаниями.
"Учитывая основополагающий принцип презумпции невиновности, предполагается, что все участники закупок, включенные в установленном порядке в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), являются "благонадежными", а "неблагонадежные" участники закупок включаются в отдельный реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и по общему правилу лишены в течение двух лет возможности участвовать в закупках, - процитировал источник позицию Минфина РФ. - В этой связи создание отдельного перечня "благонадежных" участников закупок, не обладающих признаками "технических" компаний, и, соответственно, создание системы оценки для формирования такого перечня не требуется".
Это реакция на рекомендацию Совфеда создать систему оценки участников госзакупок, позволяющую формировать перечень благонадежных организаций, не обладающих признаками "технических" компаний. Такая рекомендация была принята летом текущего года.
По словам источника, в заключении министерства отмечается, что в ЕРУЗ (без включения в этот реестр компания не может принимать участия в госзакупках - ИФ) информация о поставщиках вносится только в случае прохождения автоматизированных проверок на предмет соответствия информации об участнике закупки, содержащейся в других госинформсистемах (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, информационной системе Федеральной налоговой службы (ФНС) и и т.п.). То есть поставщиками становятся достаточно хорошо проверенные компании.
Минфин также подчеркивает, что в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) уже действуют нормы, направленные на недопущение к участию в закупках недобросовестных участников и фирм-"однодневок". Речь идет об универсальной стоимостной предквалификации (для закупок объемом более 20 млн рублей) и о специальной предквалификации для участников закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (предусматривает наличие опыта выполнения соответствующих работ и (или) специальных материальных ресурсов).
Кроме того, министерство отмечает, что в российском законодательстве отсутствует определение "технической" компании. На законодательном уровне оно действительно не закреплено, но используется в судебной практике и ФНС. К "техническим" компаниям налоговая служба относит юрлица, которые не ведут реальную экономическую деятельность и не исполняют налоговые обязательства по сделкам, не осуществляют деятельность в своем интересе и на свой риск, не обладают необходимыми активами, не выполняют реальных функций, и принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от их имени в противоправных целях.
Минфин считает, что реализация рекомендации Совфеда может повлечь за собой ряд негативных последствий. В их числе необоснованный административный барьер в сфере закупок, ограничение в сфере предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции исключительно для сферы закупок.
По словам источника, эта позиция Минфина согласована с Минэкономразвития, Федеральным казначейством и Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Впрочем, последняя согласна с позицией Минфина в отношении перечня "благонадежных" поставщиков, но в то же время предлагает вернуться к вопросу использования в рамках контрактной системы так называемого рейтинга деловой репутации (РДР) участников закупок.
"Внедрение рейтинга деловой репутации позволит осуществить оценку опыта участников закупки на основании сведений об исполнении ими контрактов с целью предоставления экономических преференций добросовестным участникам закупок и повышению качества и своевременности исполнения государственных и муниципальных контрактов", - говорится в предложении ФАС.
Минфин, в свою очередь, считает, что внедрение РДР уже возможно в рамках действующего законодательства (например, по решению правительства РФ в рамках порядка ведения ЕРУЗ). Однако для этого необходимо подготовить и согласовать конкретные предложения в отношении методики формирования этого рейтинга и его применения.
При этом министерство подчеркивает, что предложение о введении РДР в 2021 году было включено в пакет оптимизационных поправок к 44-ФЗ. Однако в итоге соответствующие поправки не были приняты, поскольку антимонопольное ведомство не представило конкретные предложения по формированию и ведению этого рейтинга.
ФНС в свою очередь, по словам источника, считает, что создание системы оценки участников закупок и формирование перечня "благонадежных" компаний может быть оправдано. "ФНС России выражает готовность обеспечить проведение расчетов в системе оценки юридических лиц с использованием данных, представляемых налогоплательщиками, в целях формирования перечня "благонадежных" юридических лиц-участников закупок, не обладающих признаками "технических" компаний, в случае принятия положительного решения (по реализации рекомендации - ИФ)", - говорится в материалах службы.
Такую позицию ведомство объясняет тем, что тот же РНП имеет ретроспективный характер - компании включаются в него после наступления негативного события.
"В этой связи представляется целесообразным иметь возможность оценки лиц, претендующих на исполнение государственных закупок, на предмет ресурсообеспеченности, финансовой устойчивости, а также применения ими незаконных схем, направленных на нецелевое использование и вывод бюджетных средств из легального оборота, на момент заключения государственных контрактов", - процитировал источник позицию ФНС.
Такую оценку юрлиц ФНС проводит с марта текущего года на базе своей АИС "Налог-3". По данным ведомства, к настоящему времени получено и успешно обработано более 6 тыс. запросов на предоставление выписок из сервиса оценки юридических лиц.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 23.05.2024 по делу № А50-1364/2024 "Отсутствие сообщения площадки о поступлении госконтракта оправдало пропуск срока его подписания"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 26.03.2024 по делу № А 43-22859/2023 "Исполнитель госконтракта оспорил решение о включении данных в РНП"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Решение Арбитражного суда от 24.10.2023 по делу № А13-10885/2023 "Отпуск сотрудника и поломка ЭЦП не оправдывают пропуск срока подписания госконтракта"