Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?
- Автор Консультант Плюс
Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?
Ответ: Установление в контракте, заключаемом в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, порядка расчета неустойки от общей стоимости контракта (без учета объема выполненных обязательств) является неправомерным. Согласно п. 6 Порядка определения размера неустойки в виде штрафов и пеней (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) размер неустойки должен уменьшаться на сумму, пропорциональную объему фактически выполненных исполнителем обязательств.
Однако в рамках действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ указанный вопрос не имел такого четкого решения. Нормы ч. 11 ст. 9 данного Закона устанавливали лишь нижний предел размера неустойки, взыскиваемой за нарушение контракта, не определяя сам порядок расчета.
Этот пробел устранен ВАС РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ N 5467/14 от 15.07.2014 суд отметил, что закрепление в контракте, заключенном в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, условия о расчете неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных обязательств признается неправомерным. Суд пояснил, что данное условие, от которого контрагент не может отказаться, ухудшает положение последнего, являясь для него заведомо невыгодным. Включение такого условия в контракт влечет нарушение закона.
По нашему мнению, приведенные выводы ВАС РФ могут быть учтены и при применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, когда устанавливаются иные заведомо невыгодные для контрагента условия, так как и в этом случае участник закупки при заключении контракта лишен возможности выражать собственную волю в отношении предусмотренных заказчиком условий контракта.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 05.04.2024 по делу № А32-25748/2023 "По соглашению сторон расторгли госконтракт, оснований для неустойки нет"
- Вебинар от 09.10.2024 "Важные октябрьские изменения 44-ФЗ. Что учесть поставщику при подаче заявки?"
- Письмо Минфина России от 29.03.2024 № 02-07-11/28704 "О перечислении в бюджет штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, поступающих на лицевые счета бюджетных учреждений от участников электронных торгов, и их отражении в бухучете"
Последнее от Консультант Плюс
- Решение Арбитражного суда от 23.05.2024 по делу № А50-1364/2024 "Отсутствие сообщения площадки о поступлении госконтракта оправдало пропуск срока его подписания"
- Банки, удовлетворяющие требованиям установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на 19.11.2024)
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 12.03.2024 по делу № А 13-15053/2023 "Недофинансирование не освобождает госзаказчика от пеней за просрочку оплаты"
- Решение Арбитражного суда от 26.03.2024 по делу № А 43-22859/2023 "Исполнитель госконтракта оспорил решение о включении данных в РНП"