Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?
- Автор Консультант Плюс
Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?
Ответ: Установление в контракте, заключаемом в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, порядка расчета неустойки от общей стоимости контракта (без учета объема выполненных обязательств) является неправомерным. Согласно п. 6 Порядка определения размера неустойки в виде штрафов и пеней (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) размер неустойки должен уменьшаться на сумму, пропорциональную объему фактически выполненных исполнителем обязательств.
Однако в рамках действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ указанный вопрос не имел такого четкого решения. Нормы ч. 11 ст. 9 данного Закона устанавливали лишь нижний предел размера неустойки, взыскиваемой за нарушение контракта, не определяя сам порядок расчета.
Этот пробел устранен ВАС РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ N 5467/14 от 15.07.2014 суд отметил, что закрепление в контракте, заключенном в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, условия о расчете неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных обязательств признается неправомерным. Суд пояснил, что данное условие, от которого контрагент не может отказаться, ухудшает положение последнего, являясь для него заведомо невыгодным. Включение такого условия в контракт влечет нарушение закона.
По нашему мнению, приведенные выводы ВАС РФ могут быть учтены и при применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, когда устанавливаются иные заведомо невыгодные для контрагента условия, так как и в этом случае участник закупки при заключении контракта лишен возможности выражать собственную волю в отношении предусмотренных заказчиком условий контракта.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.02.2025 № 02-06-09/19764 "О бухучете бюджетным учреждением операций по исполнению требований по уплате неустойки (штрафа, пеней) за счет средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта"
- Решение Арбитражного суда от 22.10.2024 № А55-24638/2024 "Подрядчик выполнил работы без контракта – суд взыскал оплату с госзаказчика"
- Письмо Минфина России от 03.04.2023 № 24-06-09/29109 "О сроке действия контракта, его одностороннем расторжении и ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение обязательств по контракту"
- Письмо Минфина России от 02.04.2025 N 02-05-08/32441 "О зачислении в бюджет бюджетной системы РФ суммы неустойки, уплаченной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту"
- Письмо Минфина России от 09.04.2025 № 02-11-14/35373 "О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО"
Последнее от Консультант Плюс
- Решение Арбитражного суда от 23.12.2024 № А76- 28264/2024 "Несколько закупок у единственного поставщика не всегда являются дроблением одной сделки"
- Решение Верховного суда от 29.05.2025 № АКПИ25-158 "Об указании страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.042013 № 44-ФЗ"
- Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (на 20.06.2025)
- Решение Арбитражного суда от 22.10.2024 № А55-24638/2024 "Подрядчик выполнил работы без контракта – суд взыскал оплату с госзаказчика"
- Решение Арбитражного суда от 29.10.2024 № А33-28135/2023 "Заказчик по Закону № 223-ФЗ вправе снижать оценку заявок за факты негативного опыта"